Аудиторский сегмент в Российской Федерации живет особенной жизнь, совершенно не похожей на ту, что можно наблюдать в других странах. Уникальность российской системы аудиторской деятельности – явление, признанное и отечественными, и зарубежными специалистами. Но – почему? Аутентичность, неповторимость российского аудита действительно представляет собой загадку, над разрешением которой не первый год ломают головы аудиторы по обе стороны границы. И все сходятся во мнении, что основная причина уникальности российского аудита кроется в специфическом государственном регулировании этой сферы экономической деятельности, а именно – в Российских Правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Данная система, закрепленная на законодательном уровне, на сегодняшний день практически не имеет аналогов в структурах MCA. Как известно, несколько лет назад аудиторская деятельность в Российской Федерации регламентировалась Временными правилами, которые были утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. №2263. Однако в скорейшем времени были одобрены специальные 38 Правил, которые и стали Библией российских аудиторов на конец уходящего века. Большинство Правил были созданы на основе системы MCA, однако российский вариант, в виду специфичности экономической деятельности в стране, отличался более полным и подробным регламентированием определенных вопросов и моментов. 7 августа 2001 года был принят Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, ставший знаковым для аудиторского сектора. В результате принятия данного закона аудит в России попал в беспрецедентный правовой вакуум, если так можно выразиться, и в течение нескольких лет существования ФЗ российская аудиторская система «варилась в собственном соку». Дело в том, что прописанные стандарты соответствовали Временным правилам, а способы разрешения некоторых спорных ситуаций регламентировались уже принятым законом. ФЗ «Об аудиторской деятельности» Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» является основой для регулирования хозяйственного права в Российской Федерации и утверждает аудит в качестве конструктивно незаменимого звена в цепи финансово-хозяйственных процессов любого предприятия. Кроме того, в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» четко прописывается официальное определение: аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальный предпринимателей; объясняется цель аудита – составление и выражение объективного мнения о достоверности ведения бухгалтерского учета существующему российскому законодательству. Необходимо учесть, что в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» речь идет именно об обязательном аудите, проведение которого регламентировано для определенных категорий предприятий, в то время как все прописанные правила актуальны и для инициативного аудита, однако, без четкой регламентации. В Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» строго прописаны стандарты и нормы проведения аудиторской проверки, применимые для всех субъектов финансово-хозяйственной деятельности в одинаковой мере, однозначно: как для частных аудиторских предприятий, так и для государственных налоговых органов. В ФЗ «Об аудиторской деятельности» все стандарты аудита подразделяются на федеральные и внутренние, а также конкретно регламентируется технический порядок реализации требований аудиторских стандартов, разработка способов и адекватных, эффективных методов организации аудиторской деятельности. В Законе дается строгое определение аудиторского заключения, единственное – отсутствует четкая регламентация его содержания, плана. В пику данному недостатку, ФЗ «Об аудиторской деятельности» указывает признаки ложного, недействительного аудиторского заключения (на данное описание можно опираться, составляя правильное, законное аудиторское заключение), предоставление которого преследует Уголовным Кодексом Российской Федерации. Разумеется, что современное российское законодательство в области аудиторской деятельности ставит перед собой конечную цель грамотного, эффективного и оптимизированного управления работой как частных аудиторских компаний, так и государственных налоговых служб. Стандарты аудиторской деятельности в данном ФЗ классифицируются на три типа: федеральные, для общественных объединений и внутрифирменные, причем данное разделение является не обязательным, а рекомендательным. Среди обязательных стандартов аудиторской деятельности, согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», указаны следующие: страхование, количество штатных аттестованных аудиторов (5 человек), система контроля качества проведения аудиторской проверки и др. В соответствии с ФЗ был создан специальный Федеральный орган по законодательному регулированию аудиторской деятельности (обозначается аббревиатурой ФОГРАД), включающий в свой внутренний состав исключительно аккредитованные общественные аудиторские компании. Существующая аудиторская система в России имеет много специфических отличий от зарубежных систем. Так, к примеру, аудиторская деятельность в Российской Федерации в гораздо меньшей степени регулируется государством, в сравнении другими странами. Фактически, в России государство выполняет только контрольно-надзирательную и нормативные функции, но никак не влияет на саму процедуру проведения аудиторской проверки различного профиля и масштаба на бюджетных и частных объектах. В США системы государственного контроля за аудиторской деятельностью более структурированы и организованы (здесь проведение аудита обязательно во всех контролирующих органах), американскому аудиту присущ более широкий функционал. Однако, если сравнивать технологическое обеспечение аудиторских проверок в России и других странах, то по данному параметру отечественная аудиторская система ни в чем не уступает западным. На сегодняшний день в Российской Федерации открыто огромное количество аудиторских контор, предлагающих оценочные регламентированные услуги различного качества, комплекта, уровня и специфики. Выбор чрезвычайно велик, и чтобы не ошибиться с бизнес-партнером – а аудиторская компания станет именно вашим деловым партнером – необходимо рационально и обдуманно подойти к такому решению. У больших возможностей выбора есть и обратная сторона – процент недобросовестных аудиторских организаций в России, впрочем, как и в любой другой стране, достигает внушительных показателей. Почему это происходит – вопрос открытый, однако компания «ФИНАУДИТ-КОСАЛТИНГ» предполагает, что основная причина такого положения вещей – недостаточный государственный контроль за аудиторской деятельностью различных частных фирм. Со временем, возможно, это изменится и на законодательном уровне, и фактически, однако сегодня, выбирая компанию, предлагающую аудиторские услуги, руководствоваться необходимо целым рядом существенных критериев. Современный финансовый рынок России нестабилен и полон рискованных моментов. Если в этой ситуации обратиться в недобросовестную аудиторскую компанию, последствия такого обслуживания могут быть действительно разрушительными для вашего бизнеса и репутации делового партнера. Впрочем, система аудиторского обеспечения в России и до мирового экономического кризиса не была совершенной: высокие налоги, низкая инвестиционная привлекательность, отсутствие реальной мотивации представителей бизнеса в проведении качественного аудита различного профиля и специфики и получении действительного аудиторского заключения, недостатки существующей финансово-хозяйственной системы на большинстве отечественных предприятий – все это отнюдь не могло стать достойной базой для формирования новой аудиторской политики в нашей стране. Тем не менее, положительные изменения происходят, законодательство изменяется, с учетом интересов и собственников, и государства. Вам как непосредственно владельцу определенного бизнеса необходимо в полной мере осознать тот факт, что аудит является не просто законодательным препятствием, помехой для стабильного дела. Аудит – это сложный и эффективный инструмент обеспечения финансово-экономического порядка на предприятиях разного уровня, масштаба, отрасли и формы организации. Аудит – это необходимость, продиктованная современными условиями становления российского бизнеса. Аудит – это средство достижения финансового успеха на основе закона. И пусть в России «свой» аудит. Экономическая игра по правилам – это выгодно. |