ГОСТ 24059-88 Группа Т51
ОКП 45 1100, 45 2500, 47 2000
Срок действия с 01.01.89 до 01.01.94* _______________________________ * Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 5/6, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных. 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
А.И.Стурис, канд. техн. наук; П.И.Лобко; А.П.Сигеев; А.Т.Табашников, канд. техн. наук; Л.И.Смирнова; Г.А.Егоров; В.Н.Долгополов; Н.С.Комышанов; С.А.Волошин; Е.М.Самойленко, канд. эконом. наук; М.Ф.Шатохина; А.К.Братус; К.К.Маслович; И.А.Ярмош; В.А.Трофимов, канд. техн. наук; Р.Г.Шмидт, канд. эконом. наук; Н.М.Демьянюк; В.В.Бутузов, канд. эконом. наук; А.Н.Мерцалов; Н.Ю.Мотякина; И.Я.Дьяков, канд. техн. наук; И.А.Кузнецов; В.С.Антошкевич, д-р эконом. наук; В.Б.Басин; П.С.Звягинцев, канд. эконом. наук; В.Ф.Курочкин, канд. техн. наук; В.А.Гоберман, д-р техн. наук; Ю.В.Бутузов, канд. техн. наук; Т.Г.Цвик; Б.В.Павлов, канд. техн. наук; Б.Д.Цвик, канд. техн. наук; А.И.Митрофанов; В.Ф.Каминский; А.Е.Шавлохов, канд. техн. наук; А.А.Поповский, канд. техн. наук; М.И.Астафьев, канд. техн. наук; А.Н.Пугачев, канд. с.-х. наук; Н.С.Зинченко, канд. техн. наук; Н.Г.Мойсейченко, канд. эконом. наук; Д.П.Кирьянов, канд. эконом. наук; А.В.Левин; А.Т.Рябоконь; И.Я.Кисис; В.В.Брей, канд. техн. наук; В.А.Ясинецкий; Л.Е.Шрамко, канд. эконом. наук; Э.А.Шульман, канд. эконом. наук; Л.Ф.Кормаков, канд. эконом, наук; Н.Г.Волкова; И.А.Федосеев, канд. эконом. наук.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.03.88 N 893
3. Срок проверки - 1991 г., периодичность проверки - 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 24059-80
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
| Номер пункта | ГОСТ 24055-88 | 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2.1, 2.4.1, 3.5.1.1, 3.9.1
| ГОСТ 24057-88 | 3.3
|
Настоящий стандарт устанавливает методы эксплуатационно-технологической оценки транспортных средств (грузовые автомобили и автомобили-самосвалы сельскохозяйственного назначения, тракторные прицепы, транспортные средства специального назначения - автокормовозы, автомобили для перевозки яиц и молодняка птицы, загрузчики (заправщики) семян, кормов, удобрений, ядохимикатов и т.п.) (далее - транспортные средства), используемые в сельском хозяйстве.
Обозначения и символы, применяемые в настоящем стандарте, приведены в приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Эксплуатационно-технологическую оценку транспортных средств проводят во всех сельскохозяйственных зонах, для которых предназначено средство, с учетом вида груза, способа погрузки-разгрузки, дорожных и метеорологических условий и правил производства механизированных работ.
1.2. Испытания опытных образцов транспортных средств проводят на всех видах работ в соответствии с требованиями технического задания в типичных и экстремальных условиях по ГОСТ 24055-88.
1.3. Испытания серийных транспортных средств проводят на основном виде работ на типичном для зоны фоне.
1.4. Режим работы при испытаниях транспортных средств - по ГОСТ 24055-88.
1.5. База для сравнений результатов испытаний - по ГОСТ 24055-88.
1.6. Перечень рекомендуемых средств для проведения функциональных испытаний - по ГОСТ 24055-88.
1.7. Погрешность измерения эксплуатационно-технологических параметров - по ГОСТ 24055-88.
2. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ ИСПЫТАНИЙ 2.1. Данные испытаний получают по ГОСТ 24055-88.
2.2. При наблюдении за транспортным средством фиксируют следующие данные:
по организации испытаний - дату и место испытаний, вид работы, марку машины, состав агрегата, вспомогательные средства и т.д.;
по условиям испытаний - характеристику дорог и грузов, расстояние перевозки, способы погрузки-разгрузки, вид состояния груза, класс угла склона дороги, метеорологические условия;
по режимам работ - скорость движения с грузом и без груза, высоту буртования и т.д.
При наблюдениях учитывают:
объем выполненной работы в тоннах и тонно-километрах;
время на выполнение операций;
расход топлива;
количество обслуживающего персонала.
2.2.1. Объем выполненной работы определяют по ГОСТ 24055-88.
2.3. По окончании наблюдений проводят первичную обработку полученных данных.
2.3.1. Определяют длительность каждого элемента времени, проводят шифровку (индексацию), исключают ошибочные измерения.
2.3.2. Характеристика элементов времени приведена в приложении 2.
2.3.3. Определение затрат эксплуатационного времени и суммарных периодов проводят, как указано в табл.1.
Таблица 1 Определение затрат эксплуатационного времени
Наименование показателя | Обозна- чение пока- зателя
| Формула расчета | Удельные затраты времени | Время основной работы
|
|
| - | Вспомогательное время
|
| |
| Время на переезд от агрегата к агрегату
| | |
| Время на переезды на рабочем месте
| | |
| Время на погрузку и разгрузку
| | |
| Время на другие вспомогательные операции
| | | | Время на ежесменное техническое обслуживание
| | | | Время на периодическое техническое обслуживание
| | | | Время на подготовку и окончание работ
| | |
| Время перевода в рабочее и транспортное положения
| | |
| Время агрегатирования транспортного средства с энергосредством
| | |
| Время на проведение наладки и регулировки
| | | или
| Время на устранение технологических (функциональных) неисправностей
| | | или
| Время на устранение технических неисправностей
| | |
| Время на отдых
| | |
| Время на холостые переезды
| |
|
| Время на ежесменное техническое обслуживание машины, агрегатируемой с испытываемой
| | |
| | | Суммарные периоды времени
| | Оперативное время
| |
| - | Сменное время
| |
| - | | |
|
| | | Проверка баланса сменного времени
| | | |
| | Эксплуатационное время
| | | | | | При испытаниях энергосредства
| | | |
| |
Примечания:
1. Допускается рассчитывать удельные затраты времени по формуле
, При этом рассчитывают по формуле
. 2. Величины, обозначенные знаком "*", рассчитывают только для случая определения эксплуатационных показателей за технологические циклы.
3. Элементы времени, указанные в таблице, приведены в часах. При необходимости элементы времени, используемые в формулах расчета удельных затрат времени, можно приводить в минутах или секундах с введением поправочных коэффициентов.
4. Величину () - в скобках, в формулах расчета удельных затрат времени учитывают для случая размерности показателя в тонно-километрах за 1 ч, при размерности в тоннах за 1 ч - не учитывают.
5. Затраты времени по машине, агрегатируемой с испытываемой, берут нормативными, если испытываемая машина не оказывает влияния на изменение этих затрат, в противном случае затраты определяют.
6. В случае совмещения времени отдыха на транспортных работах со временем погрузки и разгрузки в сменную норму времени включают только 10 мин на личные надобности.
2.4. Обработке с использованием статистических методов в зависимости от типа агрегатов предусмотрено подвергать следующие показатели:
производительность за 1 ч основного и сменного времени;
время на погрузку и разгрузку;
скорость движения по полю с грузом и без груза;
расход топлива за 1 ч основного времени и на единицу объема выполненной работы (для аппаратурного способа получения данных).
2.4.1. Обработку данных испытаний статистическим методом проводят, как указано в ГОСТ 24055-88.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3.1. Производительность за 1 ч основного времени и рассчитывают по формулам:
а) за циклорейсы
, (1) при этом рассчитывают по формуле
; (2) б) в остальных случаях
. (3) При этом и рассчитывают по формулам:
а) в тонно-километрах
, (4) ; (5)
б) в тоннах
, (6) . (7)
3.2. Производительность за 1 ч сменного и эксплуатационного времени рассчитывают по формулам:
, (8) . (9)
3.2.1. Объем выполненной работы за нормативную продолжительность смены рассчитывают по формуле
. (10) 3.2.2. Допускается производительность за 1 ч сменного и эксплуатационного времени рассчитывать по формулам:
, (11) . (12)
3.3. Удельный расход топлива рассчитывают по ГОСТ 24057-88.
3.4. Для случая определения эксплуатационных показателей за циклорейсы производительность за 1 ч сменного времени и расход топлива на единицу объема выполненной работы при аппаратурном способе его получения рассчитывают по формулам:
. (13) При этом рассчитывают по формуле
; (14) , (15)
при этом рассчитывают по формуле
, (16) . (17)
В формуле расчета следует уточнять, в зависимости от типа машин, принадлежность элементов времени холостому ходу машины при переездах и холостой работе двигателя энергосредства.
3.5. Среднюю техническую скорость рассчитывают по формуле
. (18) 3.5.1. Среднюю скорость движения с грузом и среднюю скорость движения без груза рассчитывают по формуле
. (19) 3.5.1.1. Число измерений скоростей , должно соответствовать установленному в ГОСТ 24055-88, но не менее десяти.
3.6. Коэффициент использования номинальной грузоподъемности рассчитывают по формуле
. (20) 3.7. Количество обслуживающего персонала определяют на выполнении основного технологического процесса, а также на вспомогательных операциях, обеспечивающих работу основного агрегата.
3.8. Результаты эксплуатационно-технологической оценки оформляют в соответствии с приложением 3.
3.9. Анализ результатов проводят путем сравнения результатов по новой машине с результатами машины-аналога и нормативным значением, указанным в ТЗ.
3.9.1. Оценку различия результатов испытаний проводят с использованием статистического метода, изложенного в ГОСТ 24055-88.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ОБОЗНАЧЕНИЯ И СИМВОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное Индекс | - | означает принадлежность -му циклу-рейсу;
| Индекс | - | означает принадлежность единичному измерению;
| Символ
| - | означает принадлежность нормативной продолжительности смены или среднему взвешенному в типичном хозяйстве расстоянию;
| Символ
| - | означает принадлежность среднему значению; | , , | - | - производительность за 1 ч времени: основного, сменного, эксплуатационного, т·км/ч, т/ч, соответственно;
| , | - | среднее расстояние транспортирования груза: фактическое, в типичном хозяйстве зоны, км, соответственно;
| | - | расстояние переезда от агрегата к агрегату, км;
| | - | масса перевезенного груза за период наблюдений, т;
| , ,
| - | скорость движения по полю: с грузом, без груза, техническая, км/ч, соответственно;
|
| - | нормативная продолжительность смены, ч;
| ,
| - | время периодичности проведения ежесменного и периодического технического обслуживания соответственно, в часах сменного времени;
| | - | коэффициент сменности работы транспортного средства;
| | - | количество измерений;
| | - | время основной работы по результатам испытаний на надежность, ч;
| | - | расстояние переезда от места стоянки к месту работы в типичном хозяйстве зоны, км;
| | - | удельные затраты -ro элемента времени к присущему ему -му времени основной работы;
|
| - | количество цикло-рейсов;
|
| - | объем выполненной работы, га, т, шт. и т.п.;
| ,
| - | удельные затраты: сменного, эксплуатационного времени соответственно;
|
| - | удельный расход топлива, кг/га, кг/т, кг/шт. и т.п.;
| ,
| - | расход топлива за оперативное время и за время нециклически повторяющихся операций, входящих в сменное время, кг, соответственно;
| ,
| - | часовой расход топлива при переездах, при холостой работе двигателя, кг/ч, соответственно;
|
| - | расстояние переезда в -м измерении, м;
|
| - | время прохождения расстояния в -м измерении, с;
|
| - | коэффициент использования номинальной грузоподъемности;
|
| - | номинальная грузоподъемность, т;
|
| - | время основной работы, ч;
|
| - | сменное время, ч;
| | - | эксплуатационное время, ч. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ВРЕМЕНИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое
Наименование показателя | Обозначение показателя
| Характеристика | Время основной (полезной) работы
| | Время переезда транспорта с грузом от места погрузки к месту разгрузки | Вспомогательное время
|
| - | Время на переезд от агрегата к агрегату
| | Время переездов от одного обслуживаемого агрегата к другому | Время на переезды на рабочем месте | | Холостой (без груза) проезд транспортного средства от места разгрузки до места погрузки
| Время на погрузку и разгрузку | | Время приема (загрузки и разгрузки) материала (груза)
| Время на другие вспомогательные операции | | Подъезд под погрузку и разгрузку; открытие и закрытие бортов. Взвешивание груза. Очистка кузова
| Время на техническое обслуживание, подготовку к работе, наладку и регулировку
| | - | Время на техническое обслуживание
| | - | Время на ежесменное техническое обслуживание | | Время на проведение плановых мероприятий по ежесменному техническому обслуживанию независимо от места и времени проведения (контроль, очистка, смазывание, заправка топливом и маслом, подтягивание резьбовых соединений)
| Время на периодическое техническое обслуживание | | Время на проведение плановых мероприятий по периодическому (сезонному) техническому обслуживанию
| Время на подготовку и окончание работ | | Время перевода из транспортного положения в рабочее и обратно, время на навеску и снятие машины
| Время перевода в рабочее и транспортное положения | | Время перевода из транспортного положения в рабочее и обратно
| Время агрегатирования транспортного средства с энергосредством
| | Время на навеску и снятие машины | Время для наладки и регулировки | | Время для наладки и регулировки в зависимости от изменения условий работы
| Время на устранение неисправностей
| | - | Время на устранение технологических (функциональных) неисправностей
| | Время на отыскание и устранение забиваний, залипаний и т.п. | Время на устранение технических неисправностей | | Время на отыскание и устранение неисправностей (деформаций, поломок и т.п.)
| Время на отдых | | Время на отдых обслуживающего персонала, исключая предусмотренные перерывы для приема пищи. Время обязательных перерывов, предусмотренных гигиеной и безопасностью труда
| Время на холостые переезды | | Время переезда от места стоянки к месту работы
| Время простоя машины, агрегатируемой с испытываемой
| | - | Время на ежесменное техническое обслуживание машины, агрегатируемой с испытываемой
| | Затраты времени на выполнение операций ежесменного технического обслуживания, предусмотренных инструкцией
| Время на периодическое техническое обслуживание и время на устранение функциональных и технических отказов по машине, агрегатируемой с испытываемой
| | Затраты времени на выполнение операций периодического (сезонного) технического обслуживания. Затраты времени на устранение неисправностей | Время простоя по причинам, не зависящим от испытываемой машины в течение рабочей смены
| | Время простоя из-за неблагоприятных метеорологических условий, из-за неправильной организации труда, по другим причинам |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПР ИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое
Наименование показателя | Значение показателя по видам работ | Норматив по ТЗ
| | Испытываемый вариант
| Базовый вариант | | | 1 | 2 | 3 | 1 | 2
| 3 | | 1. Место проведения испытаний
| | | | | | | | 2. Состав агрегата
| | | | | | | | 3. Вид работы
| | | | | | | | 4. Вид и состояние груза
| | | | | | | | 5. Условия работы:
| | | | | | | | а) способ погрузки и разгрузки
| | | | | | | | б) класс и состояние дорог
| | | | | | | | в) расстояние перевозки груза, км
| | | | | | | | г) расстояние переезда без груза, км
| | | | | | | | д) расстояние переезда при погрузке (разгрузке), км
| | | | | | | | е) расстояние переезда от места стоянки к месту работы, км
| | | | | | | | 6. Режим работы:
| | | | | | | | а) скорость движения, км/ч:
| | | | | | | | с грузом
| | | | | | | | без груза
| | | | | | | | техническая
| | | | | | | | б)_____________________
| | | | | | | | .
| | | | | | | | .
| | | | | | | | .
| | | | | | | | 7. Сроки выполнения работ:
| | | | | | | | а) агротехнические
| | | | | | | | б) фактические
| | | | | | | | 8. Эксплуатационные показатели:
| | | | | | | | производительность за 1 ч времени:
| | | | | | | | а) сменного,
| | | | | | | | т·км/ч
| | | | | | | | т/ч
| | | | | | | | б) эксплуатационного
| | | | | | | | т·км/ч
| | | | | | | | т/ч
| | | | | | | | в) удельный расход топлива:
| | | | | | | | кг/(т·км)
| | | | | | | | кг/т
| | | | | | | | г) число обслуживающего персонала
| | | | | | | | 9. Показатели качества выполнения технологического процесса*
| | | | | | | | а)
| | | | | | | | б)
| | | | | | | | в)
| | | | | | | | .
| | | | | | | | .
| | | | | | | | .
| | | | | | | |
______________ * Определяют в соответствии с нормативно-технической документацией на испытание машин конкретных типов.
|