ГОСТ 4.305-85
Группа Т51
ОКСТУ 3452
Дата введения 1987-07-01
РАЗРАБОТАН Министерством электротехнической промышленности
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.М.Фомин, канд.техн.наук; Ю.П.Шевель; В.П.Кузьменков; В.Ф.Крупин; В.И.Пеганова
ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности
Член Коллегии Е.Г.Орлов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 октября 1985 г. N 3372
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества промышленных электровозов (далее - электровозов), подлежащих обязательному включению в технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ), а также номенклатуру основных показателей качества, включаемых в государственные стандарты с перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ).
Стандарт распространяется на электровозы промышленные для открытых горных разработок (тяговые агрегаты по ГОСТ 23098-78, ОКП 34 5223) и коксотушильные электровозы (ОКП 34 5221), входящие в группу однородной продукции (код 34 0150*). ______________________ * Код по Перечню групп однородной народнохозяйственной продукции на основе ОКП, закрепленных за Минэлектротехпромом.
Дополнительно к номенклатуре показателей, приведенных в настоящем стандарте, при необходимости допускается применение других показателей, отражающих специфику конкретных типов электровозов.
Полная номенклатура показателей качества, характеризующих технический уровень и качество электровозов, должна быть установлена техническими условиями на конкретные типы электровозов.
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОВОЗОВ1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства электровозов приведены в табл.1.
Таблица 1 Наименование показателя качества
| Обозначение показателя качества
| Наименование характеризуемого свойства | 1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ
| 1.1. Классификационные показатели
| | | 1.1.1. Ширина колеи, мм
| | Применяемость | 1.1.2. Номинальная нагрузка от колесной пары на рельсы, кН
| | Тяговые свойства | 1.1.3. Масса сцепная с 0,67 запаса топлива и песка, т
| | Тяговые свойства и металлоемкость | 1.1.4. Напряжение номинальное на токоприемнике, В
| | Применяемость | 1.1.5. Скорость конструкционная, км/ч
| | Производительность | 1.1.6. Минимальный радиус проходимых со скоростью до 10 км/ч кривых, м
| | Применяемость | 1.1.7. Габарит (ГОСТ 9238-83)
| По ГОСТ 9238-83
| То же | 1.1.8. Осевая формула
| - | " | 1.2. Показатели функциональной и технической эффективности
| | | 1.2.1. Сила тяги касательная максимальная при трогании, кН
| | Производительность | 1.2.2. Сила тяги касательная в 15-минутном режиме, кН | | То же
| 1.2.3. Точность остановки с вагоном возле установки сухого тушения, мм
| - | Эффективность | 1.2.4. Грузоподъемность моторного думпкара, т
| | Производительность | 1.2.5. Мощность касательная в 15-минутном режиме, кВт
| | То же | 1.2.6. Мощность касательная в продолжительном режиме, кВт
| | " | 1.2.7. Скорость движения при приеме кокса, км/ч
| | " | 1.2.8. Скорость движения в 15-минутном режиме, км/ч
| | " | 1.2.9. Мощность по дизелю в автономном режиме, кВт (л.с.)
| | " | 1.2.10. Сила тяги касательная в автономном режиме при скорости 15 км/ч, кН | | "
| 1.2.11. Способ регулирования напряжения на тяговых двигателях, балл
| - | Производительность
| 1.2.12. Способ регулирования электрического торможения, балл
| - | То же | 2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ
| 2.1. Наработка на отказ (ГОСТ 27.002-83), т·км. нетто (ч)
| | Безотказность | 2.2. Средняя оперативная трудоемкость технического обслуживания (ГОСТ 21623-76), чел.-ч/(т·км)
| | Ремонтопригодность | 2.3. Средний ресурс до капитального ремонта (ГОСТ 27.002-83), год
| | Долговечность | 2.4. Назначенный ресурс до среднего ремонта (ГОСТ 27.002-83), т·км. нетто
| | То же | 2.5. Назначенный ресурс до капитального ремонта (ГОСТ 27.002-83), т·км. нетто
| | " | 2.6. Назначенный ресурс до ремонтов ТР-2, ТР-3, т·км. нетто | | "
| 2.7. Назначенный срок службы (ГОСТ 27.002-83), год
| | " | 2.8. Коэффициент готовности (ГОСТ 27.002-83)
| | Готовность к работе, безотказность
| 3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ, ТОПЛИВА И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
| 3.1. К.п.д. в продолжительном режиме
| | Экономичность | 3.2. Удельный расход энергии при движении поезда в 15-минутном режиме, кВт·ч/(т·км)
| | Экономия энергии | 3.3. Удельный расход топлива локомотивом в автономном режиме при номинальной мощности, г/(Вт·ч)
| | Экономия топлива | 3.4. Часовой расход топлива на холостом ходу дизеля, кг/ч
| | То же | 3.5. Суммарный удельный расход масла дизелем, г/(кВт·ч) [г/(л. с·ч)]
| | Экономия масла | 3.6. Численность локомотивной бригады в смену, чел.
| | Экономия трудовых ресурсов | 4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
| 4.1. Общий эргономический показатель, балл
| - | Выполнение эргономических требований к изделию
| 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
| 5.1. Общий эстетический показатель, балл
| - | Выполнение эстетических требований к изделию
| 6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
| 6.1. Удельная материалоемкость (ГОСТ 14.205-83), кг/Н
| | Экономия материалов | 6.2. Удельная трудоемкость изготовления (ГОСТ 14.205-83), нормо·ч/Н
| | Трудоемкость | 6.3. Удельная технологическая себестоимость, руб./Н
| | | 6.4. Удельная металлоемкость, кг/Н: проката черных металлов, в том числе электротехнической стали
| | Экономия металлов | цветных металлов
| | То же | проводниковых металлов
| | " | драгоценных металлов
| | " | 6.5. Коэффициент использования: проката черных металлов, в том числе электротехнической стали | | " | цветных металлов
| | " | проводниковых металлов
| | " | драгоценных металлов
| | " | 7. ПОКАЗАТЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ
| 7.1. Коэффициент применяемости, %
| | Унификация | 8. ПАТЕНТНО-ПРАВОВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
| 8.1. Показатель патентной чистоты
| | Конкурентоспособность |
Примечание. Основные показатели качества набраны жирным шрифтом.
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОВОЗОВ2.1. Перечень основных показателей качества:
сила тяги касательная максимальная при трогании;
сила тяги касательная в 15-минутном режиме;
наработка на отказ;
средней ресурс до капитального ремонта;
к.п.д. в продолжительном режиме.
2.2. Применяемость показателей качества для двух подгрупп (тяговые агрегаты и коксотушильные электровозы), включаемых в стандарты с перспективными требованиями, во вновь разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, ТЗ на ОКР, ТУ, КУ, приведена в табл.2.
Таблица 2 Номер показателя по табл.1 | Наименование подгруппы однородной продукции
| Область применения показателя | | Тяговые агрегаты
| Коксо- сушильные электровозы
| ГОСТ ОТТ
| Стандарты ОТТ
| ТЗ на ОКР
| ТУ
| КУ
| 1.1.1
| - | + | - | + | + | + | + | 1.1.2
| + | - | - | + | + | + | + | 1.1.3
| + | - | - | + | + | + | + | 1.1.4
| + | + | - | + | + | + | + | 1.1.5
| + | + | - | + | + | + | + | 1.1.6
| + | - | - | + | + | + | + | 1.1.7
| + | - | - | + | + | + | + | 1.1.8
| + | - | - | + | + | + | + | 1.2.1
| - | + | + | + | + | + | + | 1.2.2
| + | - | + | + | + | + | + | 1.2.3
| - | + | - | + | + | + | + | 1.2.4
| + | - | - | + | + | + | + | 1.2.5
| + | - | - | + | + | + | + | 1.2.6
| - | + | - | + | + | + | + | 1.2.7
| - | + | - | + | + | + | + | 1.2.8
| + | - | - | + | + | + | + | 1.2.9
| + | - | - | + | + | + | + | 1.2.10
| + | - | - | + | + | + | + | 1.2.11
| + | - | - | + | + | + | + | 1.2.12
| + | - | - | + | + | + | + | 2.1
| + | + | + | + | + | + | + | 2.2
| + | + | - | - | + | - | - | 2.3
| - | + | + | - | + | + | + | 2.4
| + | - | - | + | + | + | + | 2.5
| + | - | - | + | + | + | + | 2.6
| + | - | - | - | + | + | - | 2.7
| + | + | - | + | + | + | + | 2.8
| + | - | - | - | + | + | + | 3.1
| + | + | + | - | + | + | + | 3.2
| + | + | - | - | + | + | - | 3.3
| + | - | - | - | + | + | - | 3.4
| + | - | - | - | + | + | - | 3.5
| + | - | - | - | + | + | - | 3.6
| + | + | - | - | + | - | - | 4.1
| + | + | - | - | + | - | + | 5.1
| + | + | - | - | + | - | + | 6.1
| + | + | - | - | + | - | + | 6.2
| + | + | - | - | + | - | + | 6.3
| + | + | - | - | + | - | + | 6.4
| + | + | - | - | + | - | + | 6.5
| + | + | - | - | + | - | + | 7.1
| + | + | - | - | + | - | + | 8.1
| + | + | - | - | + | - | + |
Примечание. Знак "+" означает применяемость, знак "-" - неприменяемость соответствующих показателей качества продукции.
ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИЛОЖЕНИЕ Справочное | Номер показателя по табл.1 | Габарит
| 1.1.7 | Грузоподъемность моторного думпкара
| 1.2.4 | Коэффициент готовности
| 2.8 | Коэффициент использования
| 6.5 | Коэффициент применяемости
| 7.1 | Численность локомотивной бригады в смену
| 3.6 | К.п.д. в продолжительном режиме
| 3.1 | Масса сцепная с 0,67 запаса топлива и песка
| 1.1.3 | Металлоемкость удельная
| 6.4 | Материалоемкость удельная
| 6.1 | Мощность по дизелю в автономном режиме
| 1.2.9 | Мощность касательная в 15-минутном режиме
| 1.2.5 | Мощность касательная в продолжительном режиме
| 1.2.6 | Нагрузка номинальная от колесной пары на рельсы
| 1.1.2 | Напряжение номинальное на токоприемнике
| 1.1.4 | Наработка на отказ
| 2.1 | Показатель патентной чистоты
| 8.1 | Показатель эргономический общий
| 4.1 | Показатель эстетический общий
| 5.1 | Радиус минимальный проходимых со скоростью до 10 км/ч кривых
| 1.1.6 | Расход энергии удельный при движении поезда в 15-минутном режиме
| 3.2 | Расход масла дизелем удельный суммарный
| 3.5 | Расход удельный топлива локомотивом в автономном режиме при номинальной мощности
| 3.3 | Расход топлива часовой на холостом ходу дизеля
| 3.4 | Ресурс назначенный до капитального ремонта
| 2.5 | Ресурс назначенный до среднего ремонта
| 2.4 | Ресурс назначенный до ремонтов ТР-2, ТР-3
| 2.6 | Ресурс средний до капитального ремонта
| 2.3 | Себестоимость технологическая удельная
| 6.3 | Сила тяги касательная в автономном режиме при скорости 15 км/ч
| 1.2.10 | Сила тяги касательная в 15-минутном режиме
| 1.2.2 | Сила тяги касательная максимальная при трогании
| 1.2.1 | Скорость движения при приеме кокса
| 1.2.7 | Скорость конструкционная
| 1.1.5 | Скорость движения в 15-минутном режиме
| 1.2.8 | Способ регулирования напряжения на тяговых двигателях
| 1.2.11 | Способ регулирования электрического торможения
| 1.2.12 | Срок службы назначенный
| 2.7 | Точность остановки с вагоном возле установки сухого тушения
| 1.2.3 | Трудоемкость технического обслуживания средняя оперативная
| 2.2 | Трудоемкость изготовления удельная
| 6.2 | Ширина колеи
| 1.1.1 | Формула осевая | 1.1.8 |
|