Д.И.Юрченко, В.В.Пивоваров (руководитель темы), Ю.Ф.Яковенко, Г.Ф.Агеев, А.К.Киреев, В.А.Никифоров
ВНЕСЕН Министерством внутренних дел СССР
Зам. министра Б.В.Заботин
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 ноября 1985 г. N 3715
Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества пожарных автомобилей тушения, включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению перспектив развития пожарных автомобилей тушения, государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на пожарные автомобили тушения, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ).
1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства пожарных автомобилей тушения приведены в табл.1.
Наименование показателя качества
| Обозначение показателя качества
| Наименование характеризуемого свойства
|
|
1.1. Масса, кг
|
| Материалоемкость
|
1.2. Удельная мощность, кВт/кг
|
| Динамичность и энерговооруженность |
1.3. Вместимость цистерны для воды, м; л
|
| Запас огнетушащих веществ |
1.4. Вместимость пенобака, м; л |
| То же
|
1.5. Масса вывозимого порошка, кг
|
| “ |
1.6. Масса огнетушащего газа, кг
|
| “
|
1.7. Подача насоса при номинальном числе оборотов, м/с
|
| Производительность
|
1.8. Напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
низкого давления, м
|
| Способность сообщать энергию жидкости
|
высокого давления, м |
| |
1.9. Расход лафетного ствола:
|
| Интенсивность подачи |
1.9.1. Водяного, м/с
|
| |
1.9.2. Пенного при кратности К, м/с |
|
|
1.9.3. Порошкового, кг/с
|
| |
1.10. Дальность струи при подаче лафетным стволом, м:
|
| Дальность подачи огнетушащих веществ |
1.10.1. Водяным |
| |
1.10.2. Пенным при кратности К
|
|
|
1.10.3. Порошковым
|
|
|
1.11. Высота подъема люльки, м
|
| Тактические возможности |
1.12. Тип кабины
| -
| -
|
1.13. Полноприводные и неполноприводные шасси | - | -
|
1.14. Компоновочная схема шасси | -
| -
|
1.15. Мощность двигателя (максимальная), кВт
|
| Тягово-скоростные возможности
|
1.16. Скорость (максимальная), км/ч |
| Скоростные возможности
|
1.17. Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 60 км/ч, с |
| То же
|
1.18. Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 80 км/ч, с
|
| “
|
1.19. Число мест для боевого расчета (включая место водителя)
|
| “
|
1.20. Угол опрокидывания, град. |
| Устойчивость |
1.21. Коэффициент поперечной устойчивости*
| | То же |
1.22. Дорожный просвет, мм
|
| Проходимость |
1.23. Угол свеса, град.:
|
| То же |
передний
|
|
|
задний
|
|
|
1.24. Наименьший радиус поворота автомобиля, м |
| Проходимость
|
1.25. Радиус проходимости, град.: |
| То же
|
поперечный
|
|
|
продольный
|
|
|
1.26. Вместимость бака для поверхностно-активного вещества, м; л |
| Запас огнетушащих веществ
|
1.27. Вместимость емкости на прицепе, м; л: |
| То же
|
цистерны для воды
|
|
|
пенобака
| | |
1.28. Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
|
| Максимальная высота всасывания, при которой обеспечиваются заданные параметры
|
1.29. Продолжительность заполнения насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания, с
|
| Совершенство вакуумной системы
|
1.30. Расход ручного порошкового ствола, кг/с
|
| Интенсивность подачи огнетушащих веществ
|
1.31. Дальность струи при подаче ручным порошковым стволом, м
|
| Дальность подачи огнетушащих веществ
|
1.32. Рабочее давление в емкости с порошком (в том числе начальное), мПа
|
| То же
|
1.33. Рабочее давление в баллонах с огнетушащим газом (в том числе начальное), мПа
|
| -
|
1.34. Рабочая нагрузка при максимальном вылете стрелы подъемника (максимальная), кгс
|
| Тактические возможности
|
1.35. Рабочий вылет центра люльки от оси поворота основания подъемника (максимальный), м
|
| Тактические возможности
|
1.36. Ширина минерализованной полосы, м
|
| -
|
1.37. Запас напорных рукавов (общий), м
|
| Тактические возможности
|
1.38. Количество ручных порошковых стволов, шт
|
| То же
|
1.39. Высота пеноподъемника, м
|
| “ |
1.40. Возможность дистанционного управления подъемником из люльки
| -
| “
|
1.41. Наличие подбамперных насадков и их количество, шт.:
|
| “
|
передних
|
|
|
задних
|
|
|
1.42. Способ прокладки рукавов
| -
| Уровень механизации
|
1.43. Наличие инструмента для вскрытия фюзеляжей летательных аппаратов
| -
| То же
|
1.44. Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости, град |
| Тактические возможности |
1.44.1. Водяного
|
|
|
1.44.2. Пенного
|
|
|
1.44.3. Порошкового |
|
|
1.45. Угол поворота лафетного ствола в вертикальной плоскости, град.:
|
| Тактические возможности
|
1.45.1. Водяного
|
|
|
1.45.2. Пенного |
|
|
1.45.3. Порошкового |
|
|
1.46. Крутящий момент на рабочем органе, Н·м (кгс·м)
|
| Энергетические возможности агрегатирования
|
1.47. Тип установки для подогрева воды в цистерне | -
| -
|
1.48. Теплопроизводительность системы подогрева воды, ккал/ч
|
| -
|
1.49. Вид потребляемого топлива
| -
| - |
1.50. Вместимость топливных баков | -
| - |
1.51. Масса металла в автомобиле тушения, кг
| | Металлоемкость |
|
2.1. Установленный ресурс до первого капитального ремонта (ГОСТ 27.002-83), ч
| (ГОСТ 27.003-83)
| Долговечность
|
2.2. Установленная безотказная наработка (ГОСТ 27.002-83), ч**
| (ГОСТ 27.003-83)
| Безотказность
|
2.3. Полный средний срок службы (ГОСТ 27.002-83), лет
| (ГОСТ 27.003-83)
| Долговечность
|
2.4. Средняя суммарная оперативная трудоемкость текущих ремонтов (технического обслуживания) (ГОСТ 21623-76), чел.-ч
| ()
| Ремонтопригодность
|
2.5. Коэффициент оперативной готовности (ГОСТ 27.002-83)
| (ГОСТ 27.003-83)
| Безотказность и ремонтопригодность
|
2.6. Назначенная наработка насосной установки в номинальном режиме (ГОСТ 27.003-83), ч
| (ГОСТ 27.003-83)
| Безотказность
|
|
3.1. Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов, кг/ч
|
| Экономичность по расходу топлива при эксплуатации
|
3.2. Удельная масса металла в автомобиле тушения, кг/(м·год); кг/(кг·год)
|
| Экономичность по расходу металла
|
3.3. Удельная масса, кг/(м·год); кг/(кг·год)
|
| Экономичность по расходу материалов
|
|
4.1. Уровень звукового давления в кабине боевого расчета, дБА
|
| Гигиеничность
|
4.2. Уровень освещенности кабины боевого расчета, лк
|
| Гигиеничность
|
4.3. Соответствие надстройки антропометрическим требованиям ГОСТ 12.2.037-78, балл
| - | -
|
4.4. Усилие на органах управления, Н
|
| Соответствие физическим возможностям человека
|
|
5.1. Показатель композиционной целостности, балл
|
| Композиционная целостность
|
5.2. Показатель функциональной целостности, балл
|
| Функциональная целостность
|
5.3. Показатель совершенства производственного исполнения, балл
|
| Совершенство производственного исполнения
|
|
6.1. Удельная себестоимость, руб./м; руб./кг
|
| Уровень затрат на производство
|
6.2. Коэффициент сборности
|
| Приспособленность к условиям производства
|
6.3. Удельная трудоемкость изготовления (ГОСТ 14.205-83), чел.-ч/м; чел.-ч/кг
|
| Техническое совершенство
|
6.4. Удельная энергоемкость, кВт·ч/м; кВт·ч/кг
|
| Экономичность по расходу энергии при производстве
|
|
7.1. Габаритные размеры, мм:
|
| Приспособленность к транспортированию
|
ширина |
| |
высота
|
|
|
длина
|
|
|
|
8.1. Коэффициент применяемости, %
|
| Уровень конструктивной приемственности составных частей в изделии
|
8.2. Коэффициент повторяемости, % |
| Уровень внутрипроектной унификации изделия
|
8.3. Коэффициент межпроектной (взаимной) унификации, %
| | Уровень межпроектной унификации изделия
|
|
9.1. Показатель патентной защиты
|
| -
|
9.2. Показатель патентной чистоты |
| -
|
|
10.1. Уровень загазованности в кабине боевого расчета, мг/м
|
| Эксплуатационная безопасность
|
10.2. Возможность дистанционного управления лафетным стволом
| -
| Удобство управления
|
|
11.1. Годовой экономический эффект от применения одной автомашины, руб.
|
| -
|
11.2. Лимитная цена, руб. |
| -
|
1.2. Алфавитный перечень показателей качества пожарных автомобилей тушения приведен в справочном приложении 1.
1.3. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 2.
2.1. Перечень основных показателей качества:
масса;
удельная мощность;
вместимость цистерны для воды;
вместимость пенобака;
масса вывозимого порошка;
масса огнетушащего газа;
подача насоса при номинальном числе оборотов;
напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов;
расход лафетного ствола;
дальность струи при подаче лафетным стволом;
высота подъема люльки;
установленный ресурс до первого капитального ремонта;
расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов.
2.2. Применяемость показателей качества пожарных автомобилей тушения, включаемых в ТЗ на НИР по определению перспектив развития продукции, в государственные стандарты с перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ), в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ), ТЗ на ОКР, приведена в табл.2.
Вместимость бака для поверхностно-активного вещества
| 1.26
|
Вместимость емкости на прицепе
| 1.27
|
Вместимость пенобака
| 1.4
|
Вместимость цистерны для воды
| 1.3
|
Возможность дистанционного управления лафетным стволом
| 10.2
|
Возможность дистанционного управления подъемником из люльки
| 1.40
|
Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 60 км/ч
| 1.17 |
Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 80 км/ч
| 1.18 |
Высота пеноподъемника
| 1.11
|
Высота подъема люльки
| 1.39
|
Геометрическая наибольшая высота всасывания
| 1.28
|
Давление рабочее в баллонах с огнетушащим газом
| 1.32
|
Давление рабочее в емкости с порошком
| 1.33
|
Дальность струи при подаче лафетным стволом:
| 1.10
|
водяным
| 1.10.1
|
пенным
| 1.10.2
|
порошковым
| 1.10.3
|
Дальность струн при подаче ручным порошковым стволом | 1.31
|
Дорожный просвет
| 1.22
|
Запас напорных рукавов
| 1.37
|
Количество ручных порошковых стволов
| 1.38
|
Компоновочная схема шасси
| 1.14
|
Коэффициент межпроектной (взаимной) унификации
| 8.3
|
Коэффициент оперативной готовности
| 2.5
|
Коэффициент повторяемости
| 8.2
|
Коэффициент поперечной устойчивости
| 1.21
|
Коэффициент применяемости
| 8.1
|
Коэффициент сборности
| 6.2
|
Масса
| 1.1
|
Масса вывозимого порошка
| 1.5
|
Масса металла удельная
| 3.2
|
Масса огнетушащего газа
| 1.6
|
Масса удельная
| 3.3
|
Момент крутящий на рабочем органе
Мощность двигателя (максимальная)
| 1.46
1.15
|
Мощность удельная
| 1.2
|
Нагрузка рабочая при максимальном вылете стрелы подъемника (максимальная)
| 1.34
|
Наличие инструмента для вскрытия фюзеляжей летательных аппаратов | 1.43
|
Наличие подбамперных насадков и их количество
| 1.41
|
Напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов
| 1.8 |
Наработка безотказная установленная
| 2.2
|
Наработка назначенная насосной установки в номинальном режиме
| 2.6
|
Подача насоса при номинальном числе оборотов
| 1.7
|
Показатель композиционной целостности
| 5.1
|
Показатель патентной защиты
| 9.1
|
Показатель патентной чистоты
| 9.2
|
Показатель совершенства производственного исполнения
| 5.3
|
Показатель функциональной целостности
| 5.2
|
Продолжительность заполнения насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания
| 1.29
|
Рабочий вылет центра люльки от оси поворота основания подъемника (максимальный)
| 1.35
|
Радиус поворота автомобиля наименьший
| 1.24
|
Радиус проходимости
| 1.25
|
Размеры габаритные
| 7.1
|
Расход лафетного ствола:
| 1.9
|
водяного
| 1.9.1
|
пенного
| 1.9.2
|
порошкового
| 1.9.3
|
Расход ручного порошкового ствола
| 1.30
|
Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов
| 3.1
|
Ресурс установленный до первого капитального ремонта
| 2.1
|
Себестоимость удельная
| 6.1
|
Скорость (максимальная)
| 1.16
|
Соответствие надстройки антропометрическим требованиям, установленных в ГОСТ 12.2.037-78
| 4.3
|
Способ прокладки рукавов
| 1.42
|
Средняя суммарная оперативная трудоемкость текущих ремонтов (технических обслуживаний)
| 2.4
|
Срок службы средний полный
| 2.3
|
Теплопроизводительность системы подогрева воды
| 1.48
|
Тип кабины
| 1.12
|
Тип установки для подогрева воды в цистерне
| 1.47
|
Топливные баки, вместимость
| 1.50
|
Топливо потребляемое, вид
| 1.49
|
Трудоемкость изготовления удельная
| 6.3
|
Угол опрокидывания
| 1.20
|
Угол поворота лафетного ствола в вертикальной плоскости:
| 1.45
|
водяного
| 1.45.1
|
пенного
| 1.45.2
|
порошкового
| 1.45.3
|
Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости: | 1.44
|
водяного
| 1.44.1
|
пенного
| 1.44.2
|
порошкового
| 1.44.3
|
Угол свеса
| 1.23
|
Уровень звукового давления в кабине боевого расчета
| 4.1
|
Уровень освещенности в кабине боевого расчета
| 4.2
|
Уровень загазованности в кабине боевого расчета
| 10.1
|
Усилие на органах управления
| 4.4
|
Цена лимитная
| 11.2
|
Число мест для боевого расчета (включая место водителя)
| 1.19
|
Шасси полноприводные и неполноприводные
| 1.13
|
Ширина минерализованной полосы
| 1.36
|
Экономический годовой эффект от применения одной автомашины | 11.1 |
Энергоемкость удельная | 6.4 |
Наименование показателя
| Номер показателя качества по табл.1
| Пояснения
|
Дальность струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом | 1.10.1 (1.10.2)
| Расстояние от насадка до крайних капель водной (пенной) струи
|
Дальность струи при подаче лафетным (ручным) порошковым стволом | 1.10.3 (1.31)
| Расстояние от насадка до выпадения основной массы порошка
|
Компоновочная схема шасси
| 1.14
| Расположение кабины относительно двигателя автомобиля (перед двигателем, над двигателем, за двигателем) |
Коэффициент поперечной устойчивости | 1.21
| Отношение высоты центра тяжести автомобиля в транспортом положении к ширине колеи
|
Масса
| 1.1
| Масса полностью укомплектованного и заправленного автомобиля
|
Масса металла в автомобиле тушения удельная
| 3.2
| Отношение массы металлических изделий автомобиля к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ и полному среднему сроку службы |
Масса удельная
| 3.3
| Отношение массы автомобиля к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ и полному среднему сроку службы
|
Мощность удельная
| 1.2
| Отношение максимальной мощности двигателя к массе автомобиля
|
Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов
| 3.1
| Количество топлива, расходуемого в единицу времени при работе на привод спецагрегатов в номинальном режиме
|
Себестоимость удельная
| 6.1
| Отношение себестоимости к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ |
Скорость (максимальная)
| 1.16
| Максимальная скорость автомобиля при движении по горизонтальному участку шоссе с твердым покрытием
|
Способ прокладки рукавов
| 1.42
| Механический или ручной способ прокладки рукавной линии
|
Тип кабины
| 1.12
| Одинарная, двойная, тройная с соответствующим количеством сидений
|
Удельная трудоемкость изготовления
| 6.3
| Отношение трудоемкости изготовления пожарного автомобиля к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ
|
Энергоемкость удельная
| 6.4
| Отношение количества израсходованных топлива и энергии на технологические процессы изготовления единицы продукции к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ
|