ГОСТ 4.474-87
Группа Т51
ОКП 48 3010, 48 3540
Дата введения 1988-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерском строительного, дорожного и коммунального машиностроения
ИСПОЛНИТЕЛИ
Л.А.Невзоров, канд. техн. наук (руководитель темы); А.Э.Толпин, Г.Н.Пазельский, Б.Ш.Каплун
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 марта 1987 г. N 881
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4.22-79 (в части башенных строительных кранов)
4. Срок проверки стандарта - III кв. 1990 г.
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которые дана ссылка
| Номер пункта | ГОСТ 12.1.012-78
| 4.1.2 | ГОСТ 14.205-83
| 6.1 | ГОСТ 27.003-83
| 2.1-2.7
| ГОСТ 23941-79
| 4.1.1 | ГОСТ 25546-82
| 1.1.8 | СТ СЭВ 541-77
| 4.1.1 | СТ СЭВ 723-77
| 1.1.1-1.1.7 | | 1.1.9, 1.2.1-1.2.6
| | 1.3.1, 1.4.1
| СТ СЭВ 1932-79 | 4.1.2
|
Стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества башенных строительных кранов, включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению перспектив развития этой продукции, государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ).
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА БАШЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ1.1. Номенклатура показателей качества башенных строительных кранов устанавливается в табл.1.
Таблица 1 Наименование показателя качества | Обозначение показателя качества
| Наименование характеризуемого свойства
| 1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ
| 1.1. Классификационные показатели
| 1.1.1. Грузовой момент (СТ СЭВ 723-77), т·м
|
| Обобщенный показатель, характеризующий параметры крана
| 1.1.2. Грузоподъемность (СТ СЭВ 723-77), т:
| | Значение поднимаемого груза
| при максимальном вылете |
| То же, при определенном вылете
| максимальная | | Значение максимально допустимого поднимаемого груза
| 1.1.3. Вылет (СТ СЭВ 723-77), м: | | Размер обслуживаемой зоны по горизонтам
| максимальный
|
| | при максимальной грузоподъемности
|
| | минимальный
|
| | 1.1.4. Высота подъема (СТ СЭВ 723-77) м:
|
| То же, по вертикали | при максимальном вылете
| | | максимальная
|
| | 1.1.5. Глубина опускания (СТ СЭВ 723-77), м
|
| Размер обслуживаемой зоны по вертикали
| 1.1.6. Колея (СТ СЭВ 723-77), м
| | Установочный размер | 1.1.7. База (СТ СЭВ 723-77), м
| | То же | 1.1.8. Группа режима (ГОСТ 25546-82)
| | Режим эксплуатации | 1.1.9. Задний габарит (СТ СЭВ 723-77), м
| | Пространство, характеризующее приближение к возводимому зданию кранов с поворотной башней
| 1.2. Показатели производительности
| 1.2.1. Скорость подъема-опускания (СТ СЭВ 723-77), м/мин:
|
| - | груза максимальной массы
|
| - | опускания крюковой подвески максимальная
| - | - | 1.2.2. Скорость плавной посадки груза максимальной массы (СТ СЭВ 723-77), м/мин
|
| - | 1.2.3. Скорость передвижения грузовой тележки (СТ СЭВ 723-77), м/мин
|
| - | 1.2.4. Скорость передвижения крана (СТ СЭВ 723-77), м/мин
| | - | 1.2.5. Время полного изменения вылета (СТ СЭВ 723-77), мин (с)
| - | - | 1.2.6. Частота вращения (СТ СЭВ 723-77), об/мин (мин)
| - | Быстродействие при повороте крана | 1.3. Показатели компактности и транспортабельности
| 1.3.1. Нагрузка на колесо в транспортном положении (СТ СЭВ 723-77), кН
| | Приспособленность к транспортированию | 1.3.2. Ширина в транспортном положении, м
| - | То же | 1.3.3. Высота в транспортном положении, м
| - | " | 1.3.4. Длина в транспортном положении, м
| - | " | 1.3.5. Дорожный просвет, м
| - | " | 1.3.6. Трудоемкость монтажа (демонтажа) крана, чел.-ч
| - | " | 1.3.7. Возможность мобильной перевозки крана (с частичной разборкой)
| - | " | 1.4. Показатели массы и опорных нагрузок
| 1.4.1. Конструктивная масса крана (СТ СЭВ 723-77), т
| - | Показатель технического уровня крана | 1.4.2. Удельная масса, кг/т·м
| - | Материалоемкость | 1.4.3. Расчетная нагрузка от колеса на рельс, кН
| - | Показатель для выбора крановых путей
| 2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ
| 2.1. Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта или до списания (ГОСТ 27.003-83), ч (машино-час, моточас)
| | Долговечность | 2.2. Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч (машино-час, моточас)
| - | То же | 2.3. Установленная безотказная наработка (ГОСТ 27.003-83), ч (машино-час, моточас)
| | Безотказность | 2.4. Наработка на отказ (ГОСТ 27.002-83), ч
| | То же | 2.5. Коэффициент технического использования (ГОСТ 27.003-83)
| | Надежность | 2.6. Средняя оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания, чел.-ч
| - | То же | 2.7. Удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний (ГОСТ 27.003-83) чел.-ч/ч
| | Ремонтопригодность | 2.8. Удельная трудоемкость каждого технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) чел.-ч/ч
| - | То же | 3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ТОПЛИВА, ЭНЕРГИИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
| 3.1. Удельная установленная мощность, Вт/т·м·мин
| - | - | 3.2. Удельный расход энергии на условный цикл, кВт/ч
| - | Энергетическая экономичность в эксплуатации | 4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
| 4.1. Гигиенические показатели
| 4.1.1. Уровень звука (СТ СЭВ 541-77), (ГОСТ 23941-79), дБА
| - | Комфортность условий эксплуатации по шуму | 4.1.2. Предельный спектр (ПС) вибрации (ГОСТ 12.1.012-78), (СТ СЭВ 1932-79), дБ
| - | Комфортность условий эксплуатации по вибрации | 4.1.3. Освещенность на рабочих поверхностях приборов управления (рукояток, кнопок), лк
| - | Уровень освещенности | 4.1.4. Температура воздуха в кабине, °С
| - | Уровень температуры | 4.1.5. Скорость воздуха на рабочем месте, м/с
| - | - | 4.2. Показатели удобства управления
| 4.2.1. Внутренние габариты кабины:
| - | Удобства работы | площадь пола, м
| | | высота в свету, м
| | | 4.2.2. Усилия на органах управления, Н:
| | Соответствие конструкции физическим возможностям человека
| рычагах
| - | | педалях
| - | | 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
| 5.1. Общая эстетическая оценка, балл
| - | - | 6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
| 6.1. Удельная трудоемкость изготовления (ГОСТ 14.205-83) чел.-ч
| - | Затраты труда на изготовление
| 6.2. Удельная энергоемкость (изготовления), кВт·ч на приведенный показатель
| - | То же | 7. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ
| 7.1. Коэффициент применяемости, % | | Показатель унификации внутри одного проекта крана
| 7.2. Коэффициент межпроектной унификации, %
| | Показатель унификации между различными проектами кранов
| 8. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
| 8.1. Показатель территориального распространения
| | Патентная чистота | 8.2. Показатель патентной защиты, %
| | Патентная защита | 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
| 9.1. Экономический эффект от применения одной машины в течение года, руб.
| - | - | 9.2. Лимитная цена, руб.
| - | - |
Примечание. Основные показатели набраны полужирным шрифтом.
1.2. Алфавитный перечень показателей качеств кранов приведен в справочном приложении 1.
1.3. Пояснения терминов показателей, не установленных действующими государственными стандартами, приведены в справочном приложении 2.
1.4. При нескольких грузоподъемных механизмах значения показателей 1.1.2, 1.2.1, 1.2.2 указываются для каждого механизма.
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА КРАНОВ2.1. В табл.2 применительно к различным типам кранов устанавливается применяемость показателей для различных нормативных и конструкторских документов.
Таблица 2 | Применяемость по типам кранов
| Применяемости в НТД
| | с балочной стрелой
| с подъемной стрелой
| | | | | | Номер показа- теля по табл.1 | Перед- вижные (универ- сальные)
| При- став- ные
| Само- подъ- емные
| Перед- вижные (универ- сальные)
| При- став- ные
| Само- подъ- емные
| ТЗ на НИР*, ГОСТ ОТТ | Стандарты (кроме ОТТ) общих техни- ческих условий на краны | ТЗ на ОКР* | ТУ** | КУ | | Непо- ворот- ная башня
| Пово- рот- ная | Непо- ворот- ная башня
| Непо- ворот- ная башня
| Непо- ворот- ная башня
| Пово- рот- ная | Непо- ворот- ная башня
| Непо- ворот- ная башня
| | | | | | 1.1.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1.1.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | ± | + | + | + | + | 1.1.3
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1.1.4
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1.1.5
| + | ± | + | - | + | + | + | - | - | ± | ± | ± | ± | 1.1.6
| + | + | - | - | + | + | - | - | - | ± | ± | ± | ± | 1.1.7
| + | + | - | - | + | + | - | - | - | - | ± | - | - | 1.1.8
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± | ± | ± | - | 1.1.9
| - | + | - | - | - | + | - | - | - | ± | ± | ± | ± | 1.2.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1.2.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 1.2.3
| + | + | + | + | - | - | - | - | - | ± | ± | ± | ± | 1.2.4
| + | + | - | - | + | + | - | - | - | ± | ± | ± | ± | 1.2.5
| - | - | - | - | + | + | + | + | - | ± | - | ± | ± | 1.2.6
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 1.3.1
| - | ± | - | - | - | ± | - | - | - | - | ± | - | - | 1.3.2
| - | ± | - | - | - | ± | - | - | - | ± | - | ± | - | 1.3.3
| - | ± | - | - | - | ± | - | - | - | ± | - | ± | - | 1.3.4
| - | ± | - | - | - | ± | - | - | - | ± | - | ± | - | 1.3.5
| - | + | - | - | - | ± | - | - | - | ± | - | ± | - | 1.3.6
| + | + | - | - | ± | + | - | - | - | - | ± | + | - | 1.3.7
| ± | + | - | - | ± | + | - | - | - | - | ± | + | + | 1.4.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± | ± | + | + | 1.4.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 1.4.3
| + | + | - | - | + | + | - | - | - | ± | - | ± | - | 2.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 2.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | ± | + | - | + | - | 2.3
| + | + | + | + | + | + | + | + | ± | - | - | + | - | 2.4
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 2.5
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± | - | ± | ± | 2.6
| + | + | +
| + | + | + | +
| + | - | - | ± | - | - | 2.7
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | 2.8
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | 3.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | + | ± | ± | ± | + | 3.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | 4.1.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | 4.1.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ± | 4.1.3
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± | - | - | - | 4.1.4
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ± | - | ± | 4.1.5
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | - | 4.2.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | 4.2.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ± | - | + | 5.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ± | 6.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | - | 6.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | 7.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | + | 7.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | + | 8.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ± | 8.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ± | 9.1
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | ± | 9.2
| + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | ± |
________________ * Набор показателей определяется спецификой соответствующих исследований или ОКР.
** Допускается ссылка на государственные стандарты.
Примечание. Знак "+" означает обязательную применяемость; знак "-" - неприменяемость; знак "±" - ограниченную применяемость.
2.2. Разработчиком документа могут быть дополнительно включены показатели, которые отражают особенности конструкции и области использования, а также комплексные показатели, рассчитанные на основе приведенных в табл.1, либо исключен ряд показателей, не имеющих существенного значения для конкретного типа крана, в зависимости от особенностей конструкции или в соответствии с требованиями потребителя (заказчика).
2.3. Допускается применять измененные наименования показателей, обусловленные спецификой конструкции и не искажающие содержания соответствующих показателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА БАШЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное Наименование показателя
| Номер показателя по табл.1
| База
| 1.1.7
| Возможность мобильной перевозки крана (с частичной разборкой)
| 1.3.7
| Время полного изменения вылета
| 1.2.5
| Вылет максимальный
| 1.1.3
| Вылет минимальный
| 1.1.3
| Вылет при максимальной грузоподъемности
| 1.1.3 | Высота в транспортном положении
| 1.3.3 | Высота подъема максимальная
| 1.1.4 | Высота подъема при максимальном вылете
| 1.1.4
| Габарит задний
| 1.1.9
| Габариты кабины внутренние
| 4.2.1
| Глубина опускания
| 1.1.5
| Грузоподъемность максимальная
| 1.1.2
| Грузоподъемность при максимальном вылете
| 1.1.2
| Группа режима
| 1.1.8
| Длина в транспортном положении
| 1.3.4
| Колея
| 1.1.6
| Коэффициент межпроектной унификации
| 7.2
| Коэффициент применяемости
| 7.1
| Коэффициент технического использования
| 2.5
| Масса крана конструктивная
| 1.4.1
| Масса удельная
| 1.4.2
| Момент грузовой
| 1.1.1
| Мощность удельная установленная
| 3.1
| Нагрузка на колесо в транспортном положении
| 1.3.1 | Нагрузка от колеса на рельс расчетная
| 1.4.3
| Наработка на отказ
| 2.4
| Наработка установленная безотказная
| 2.3
| Освещенность на рабочих поверхностях приборов управления (рукояток, кнопок)
| 4.1.3
| Оценка общая эстетическая
| 5.1
| Показатель патентной защиты
| 8.2
| Показатель территориального распространения
| 8.1
| Просвет дорожный
| 1.3.5
| Расход энергии удельный на условный цикл
| 3.2
| Ресурс гамма-процентный до первого капитального ремонта или до списания
| 2.1
| Ресурс установленный до первого капитального ремонта
| 2.2
| Скорость воздуха на рабочем месте
| 4.1.5
| Скорость передвижения грузовой тележки
| 1.2.3
| Скорость передвижения крана
| 1.2.4 | Скорость плавной посадки груза максимальной массы
| 1.2.2
| Скорость подъема груза максимальной массы
| 1.2.1
| Скорость опускания крюковой подвески максимальная
| 1.2.1
| Спектр вибрации (ПС) предельный
| 4.1.2
| Температура воздуха в кабине
| 4.1.4
| Трудоемкость ежесменного технического обслуживания средняя оперативная
| 2.6
| Трудоемкость изготовления удельная
| 6.1
| Трудоемкость каждого технического обслуживания удельная
| 2.8
| Трудоемкость монтажа (демонтажа) крана
| 1.3.6
| Трудоемкость технических обслуживаний удельная суммарная оперативная
| 2.7
| Уровень звука
| 4.1.1
| Усилия на органах управления
| 4.2.2
| Цена лимитная
| 9.2
| Частота вращения
| 1.2.6
| Ширина в транспортном положении
| 1.3.2
| Энергоемкость (изготовления) удельная
| 6.2
| Эффект экономический от применения одной машины в течение года
| 9.1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА КРАНОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное
Наименование показателя качества | Номер показателя по табл.1
| Пояснение | Грузовой момент
| 1.1.1
| При переменном значении грузового момента указывается максимальное значение грузового момента базового исполнения крана
| Скорость подъема-опускания груза максимальной массы
| 1.2.1
| При возможности переключения передач в редукторе или изменения кратности грузового полиспаста значение может указываться для каждой из передач или кратности
| Скорость подъема-опускания крюковой подвески максимальная
| 1.2.1 | Указывается максимальное значение при заданной кратности полиспаста, оговоренной в термине
| Длина в транспортном положении | 1.3.4 | Для мобильных кранов, перевозимых на подкатных тележках в составе автопоезда
| Удельная масса
| 1.4.2 | Отношение конструктивной массы крана соответствующего исполнения (без учета инвентарных транспортных и монтажных устройств и элементов подъемника машиниста) к грузовому моменту и высоте подъема того же исполнения крана
| Расчетная нагрузка от колеса на рельс
| 1.4.3 | Значение, определяемое расчетом, с учетом нормативных и случайных нагрузок по отраслевой НТД (РД 22-166-86)
| Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта или до списания | 2.1 | Для кранов, капитальный ремонт которых не предусмотрен, этот показатель дается до списания. Под часом (машино-часом, моточасом) принимается время работы крана, когда работает хотя бы один из его рабочих механизмов
| Удельная установленная мощность | 3.1 | Отношение установленной мощности, как сумма номинальных мощностей электродвигателей (рабочих механизмов), которые могут работать одновременно, к грузовому моменту, высоте подъема груза и скорости подъема груза максимальной массы
| Предельный спектр вибрации
| 4.1.2 | Понимается уровень вибрации в различных октавных полосах
| Температура воздуха в кабине | 4.1.4 | Измеряется в центре кабины на высоте 1 м от пола
| Общая эстетическая оценка
| 5.1 | Включает в себя показатели, характеризующие композиционную целостность формы, функциональную целесообразность формы, товарный вид машины
| Показатель территориального распространения
| 8.1 | Отношение числа стран, по которым изделие обладает патентной чистотой, к суммарному числу основных стран-изготовителей и стран вероятного экспорта и продажи лицензий на изделие
|
|