ГОСТ 4.79-87 Группа Т51
ОКСТУ 2571
Срок действия с 01.07.88 до 01.01.90* _______________________________ * Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации. (ИУС N 4, 1994 год). - Примечание.
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.А.Можаев, канд. техн. наук; В.А.Соколов, канд. техн. наук; Л.П.Красичева (руководитель темы); Н.А.Князева
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.12.87 N 5024
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4.79-82
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
| Номер пункта, приложения | ГОСТ 23.002-78 | 1.1
| ГОСТ 4647-80, ГОСТ 4651-82
ГОСТ 4648-71, ГОСТ 9012-59
ГОСТ 15139-69, ГОСТ 17302-71
| Приложение 3, п.3
| ГОСТ 15151-69
| Приложение 3, п.8
|
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества фрикционных изделий для тормозных механизмов (тормозных колодок и накладок, фрикционных секторов и пластин, тормозных лент и фрикционных вкладышей), включаемых в ТЗ на НИР на вновь разрабатываемую продукцию, в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты и технические условия (ТУ) на продукцию и карты технического уровня и качества продукции (КУ).
Коды продукции по ОКП: 25 7120, 25 7130, 25 7140, 25 7150, 25 7160, 25 7170.
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства фрикционных изделий приведены в табл.1.
Основные показатели выделены полужирным шрифтом.
Наименование показателя качества
| Обозначение показателя качества
| Наименование характеризуемого свойства
| 1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ | 1.1. Коэффициент трения (ГОСТ 23.002-78)
| | Фрикционные свойства
| 1.2. Стабильность коэффициента трения, %
| | Стабильность фрикционных свойств
| 1.3. Износ или износостойкость, или интенсивность изнашивания (ГОСТ 23.002-78)
| -
| Износостойкость
| 1.4. Эффективность торможения (замедление, тормозной путь или тормозной момент), м/с, м или Н·м
| , или
| Качественная мера торможения
| 1.5. Потеря эффективности торможения, %
| -
| То же
| 1.6. Восстанавливаемость эффективности торможения, %
| -
| "
| 1.7. Твердость по Бринеллю
| НВ | Твердость
| 1.8. Предел прочности при изгибе, Па (кгс/см)
| | Прочность
| 1.9. Предел прочности при сжатии, Па (кгс/см)
| | "
| 1.10. Предел прочности при срезе, Па (кгс/см)
| | "
| 1.11. Ударная вязкость, Дж/м (кгс·см/см)
| | "
| 1.12. Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом, Па (кгс/см) или усилие отрыва, Н (кгс)
| | "
| 1.13. Изменение массы в жидких средах, %
| | Стойкость к воздействию жидкостей
| 1.14. Плотность, кг/м (г/см)
| | Материалоемкость
| 1.15. Устойчивость на изгиб
| -
| Прочность
| 1.16. Внешний вид
| -
| -
| 1.17. Состояние поверхности трения
| -
| -
| 2. ПОКАЗАТЕЛИ СТОЙКОСТИ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ | 2.1. Тропикостойкость
| - | - | 2.2. Холодоустойчивость
| - | - | 3. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ | 3.1. Гамма-процентный ресурс или средний ресурс, единицы наработки
| -
| Долговечность
| 3.2. Средний срок сохраняемости, год
| -
| Сохраняемость
| 4. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | 4.1. Технологическая трудоемкость изготовления продукции, ч
| | Уровень трудовых затрат
| 4.2. Коэффициент использования материалов
| | Эффективность использования материальных ресурсов
| 4.3. Производственная себестоимость изделия, руб.
| С
| Уровень затрат на производство
| 5. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | 5.1. Патентная чистота
| -
| -
|
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ2.1. Перечень основных показателей качества:
коэффициент трения или эффективность торможения и (или) потеря эффективности торможения и (или) восстанавливаемость эффективности торможения;
гамма-процентный или средний ресурс (или износ, или износостойкость, или интенсивность изнашивания).
2.2. Применяемость показателей качества по типам фрикционных изделий, включаемых в ТЗ на НИР на вновь разрабатываемую продукцию, в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты и ТУ на продукцию и КУ, приведена в табл.2.
Таблица 2 Номер показателя по табл.1 и наименование | Тип фрикционных изделий
| Область применения показателей
| | формованные и прессованные
| тканые | вальцованные (эластичные) | ТЗ на НИР | стандарты и ТУ на продукцию
| КУ | 1.1. Коэффициент трения
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1.2. Стабильность коэффициента трения
| +
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 1.3. Износ или износостойкость, или интенсивность изнашивания
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1.4. Эффективность торможения
| +
| -
| -
| ±
| ±
| ±
| 1.5. Потеря эффективности торможения
| +
| -
| -
| ±
| ±
| ±
| 1.6. Восстанавливаемость эффективности торможения
| +
| -
| -
| ±
| ±
| ±
| 1.7. Твердость
| +
| -
| -
| ±
| ±
| ±
| 1.8. Предел прочности при изгибе
| +
| -
| -
| ±
| ±
| ±
| 1.9. Предел прочности при сжатии
| +
| -
| -
| ±
| ±
| ±
| 1.10. Предел прочности при срезе
| +
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 1.11. Ударная вязкость
| +
| -
| -
| ±
| ±
| ±
| 1.12. Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом или усилие отрыва
| +
| -
| -
| +
| +
| +
| 1.13. Изменение массы в жидких средах
| +
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 1.14. Плотность
| +
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 1.15. Устойчивость на изгиб
| -
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 11.16. Внешний вид
| +
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 1.17. Состояние поверхности трения
| +
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 2.1. Тропикостойкость
| +
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 2.2. Холодоустойчивость
| +
| +
| +
| ±
| ±
| ±
| 3.1. Гамма-процентный ресурс или средний ресурс
| +
| -
| ±
| ±
| ±
| ±
| 3.2. Средний срок сохраняемости
| +
| -
| ±
| ±
| ±
| ±
| 4.1. Технологическая трудоемкость изготовления продукции
| +
| +
| +
| +
| -
| -
| 4.2. Коэффициент использования материалов
| +
| +
| +
| +
| -
| -
| 4.3. Производственная себестоимость изделия
| +
| +
| +
| +
| -
| -
| 5.1. Патентная чистота
| +
| +
| +
| -
| -
| +
|
Примечание. Знак "+" означает применяемость, знак "-" - неприменяемость, знак "±" - ограниченную применяемость показателя, определяемую по согласованию с потребителем.
2.3. Показатели 1.4-1.6 устанавливают на фрикционные изделия для автомобильного, мотоциклетного и подвижного состава железнодорожного транспорта.
2.4. Показатель 1.12 устанавливают на колодки дисковых тормозов легковых автомобилей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное Внешний вид
| 1.16
| Восстанавливаемость эффективности торможения
| 1.6
| Вязкость ударная
| 1.11
| Изменение массы в жидких средах
| 1.13
| Износ
| 1.3
| Износостойкость
| 1.3
| Коэффициент использования материалов
| 4.2
| Коэффициент трения
| 1.1
| Плотность
| 1.14
| Потеря эффективности торможения
| 1.5
| Предел прочности при изгибе
| 1.8
| Предел прочности при сжатии
| 1.9
| Предел прочности при срезе
| 1.10
| Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом
| 1.12
| Ресурс гамма-процентный
| 3.1
| Ресурс средний
| 3.1
| Себестоимость изделия производственная
| 4.3
| Срок сохраняемости средний
| 3.2
| Стабильность коэффициента трения
| 1.2
| Твердость
| 1.7
| Трудоемкость изготовления продукции технологическая
| 4.1
| Тропикостойкость
| 2.1
| Усилие отрыва
| 1.12
| Устойчивость на изгиб
| 1.15
| Холодоустойчивость
| 2.2
| Чистота патентная
| 5.1
| Эффективность торможения
| 1.4
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное
Таблица 3
Наименование показателя качества
| Номер показателя по табл.1
| Пояснение
| Восстанавливаемость эффективности торможения
| 1.6
| Способность пары трения восстанавливать первоначальную эффективность торможения по мере охлаждения пары трения или ее высыхания
| Изменение массы в жидких средах
| 1.13
| Отношение массы жидкой среды, поглощенной образцом в течение определенного времени взаимодействия, к начальной массе образца
| Коэффициент использования материалов
| 4.2
| Отношение массы готовой продукции к массе вводимого в технологический процесс материала
| Патентная чистота
| 5.1
| Юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам
| Потеря эффективности торможения
| 1.5
| Снижение эффективности торможения пары трения при ряде последовательных торможений с нарастанием температуры или попадания воды
| Предел прочности при изгибе
| 1.8
| Отношение изгибающего момента, разрушающего образец при изгибе, к моменту сопротивления поперечного сечения образца
| Предел прочности при сжатии
| 1.9
| Отношение нагрузки, разрушающей образец при сжатии, к его исходной площади поперечного сечения
| Предел прочности при срезе
| 1.10
| Отношение нагрузки, разрушающей образец при срезе, к его исходной площади поперечного сечения
| Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом
| 1.12
| Отношение нагрузки, разрушающей соединение тормозной накладки с каркасом, к номинальной площади соединения
| Производственная себестоимость изделия
| 4.3
| Затраты предприятия на изготовление единицы продукции, выраженные в денежной форме
| Стабильность коэффициента трения
| 1.2
| Способность пары трения сохранять первоначальные значения коэффициента трения при изменении температуры, давления или скорости скольжения
| Технологическая трудоемкость изготовления продукции
| 4.1
| Затраты труда основных рабочих
| Тропикостойкость
| 2.1
| Способность фрикционных изделий выполнять в условиях тропического климата заданные функции
| Ударная вязкость
| 1.11
| Отношение работы, затраченной на разрушение образца, к исходной площади поперечного сечения образца
| Устойчивость на изгиб
| 1.15
| Способность фрикционного изделия сохранять целостность при изгибе вокруг стержня заданного диаметра
| Холодоустойчивость
| 2.2
| Способность фрикционных изделий выполнять при низких температурах заданные функции
| Эффективность торможения
| 1.4
| Мера торможения, характеризующая свойство пары трения к созданию в эксплуатации необходимого искусственного сопротивления движению затормаживаемого устройства при заданных параметрах трения (скорости, давления, температуры и др.)
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное). ПОЯСНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное
Коэффициент трения, стабильность коэффициента трения, износ, износостойкость и интенсивность изнашивания определяют при испытаниях образцов или натурных фрикционных изделий на лабораторных машинах трения или в условиях эксплуатации по методикам, установленным в нормативно-технической документации на фрикционные изделия.
Стабильность коэффициента трения вычисляют по формуле
, где - максимальное абсолютное отклонение коэффициента трения от первоначального значения;
- первоначальный коэффициент трения при определении его зависимости от температуры, давления или скорости.
В зависимости от назначения тормозных накладок эффективность торможения может выражаться замедлением (м/с), тормозным путем (м) при заданной начальной скорости или моментом трения (Н·м), полученными в натурном узле на дороге или на стенде при моделированных испытаниях.
Условия определения эффективности торможения, потери эффективности торможения и восстанавливаемости эффективности торможения заданы в специальных методиках, согласованных между заинтересованными сторонами.
Потеря эффективности торможения в процентах определяется отношением снижения эффективности торможения при нагревании фрикционной пары трения путем ряда последовательных торможений (или попадании воды, снега, льда) к первоначальной (до нагрева или до попадания снега, воды, льда) эффективности торможения.
Например, потерю эффективности торможения в процентах по замедлению при нагревании вычисляют по формуле
, где , - замедление транспортного средства перед нагревом фрикционной пары и при заданной температуре соответственно.
Восстанавливаемость эффективности торможения в процентах определяется отношением эффективности торможения после охлаждения (или высыхания влаги) к первоначальной (до нагрева или до попадания воды, снега, льда) эффективности торможения, например, восстанавливаемость эффективности торможения по замедлению после нагрева вычисляют по формуле
, где - замедление после охлаждения фрикционной пары;
- замедление до нагрева фрикционной пары.
Допускается определять потерю и восстанавливаемость эффективности торможения через коэффициент трения, полученный при моделированных испытаниях на машине трения по формулам:
;
,
где - коэффициент трения перед нагревом или попаданием воды в область пары трения;
- коэффициент трения при заданной температуре или после воздействия воды;
- коэффициент трения после охлаждения или высыхания пары трения.
Определение твердости по Бринеллю - по ГОСТ 9012-59, плотности - по ГОСТ 15139-69, предела прочности при изгибе - по ГОСТ 4648-71, предела прочности при сжатии - по ГОСТ 4651-82, предела прочности при срезе - по ГОСТ 17302-71, ударной вязкости - по ГОСТ 4647-80. Условия испытаний устанавливают в нормативно-технической документации на фрикционные изделия.
Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом Па (кгс/см) вычисляют по формуле
, где - максимальная (до разрушения соединения) нагрузка, Н (кгс);
- площадь соединения накладки с каркасом, м (см).
Изменение массы в жидких средах в процентах вычисляют по формуле
где - начальная масса образца, г;
- конечная масса, г.
Внешний вид фрикционных изделий определяют визуально и с помощью измерительных средств. Допускаемые отклонения устанавливают нормативно-технической документацией на фрикционные изделия.
Состояние поверхности трения контролируют визуально при стендовых испытаниях в натурном узле или в эксплуатации и характеризуют наличием трещин, задиров, сколов, а также выкрашивания, наволакивания и других дефектов.
Тропикостойкость и холодоустойчивость определяют по ГОСТ 15151-69 или по другим методикам, согласованным в установленном порядке.
Гамма-процентный или средний ресурс определяют в узлах заводской сборки в реальных условиях эксплуатации с приведением при необходимости к I категории условий эксплуатации или при пробеговых (ресурсных) испытаниях в заданных условиях эксплуатации.
Ресурс выражается в единицах наработки, например: ч, год, км, цикл.
Регламентируемую вероятность ресурса согласовывают между изготовителем и потребителем.
Допускается определять гамма-процентный или средний ресурс расчетным путем по результатам стендовых испытаний.
Средний срок сохраняемости устанавливают после хранения изделий в складских условиях на соответствие их требованиям НТД.
Технологическая трудоемкость изготовления продукции характеризуется затратами труда основных рабочих; для определения трудоемкости серийной продукции принимают фактические затраты, а для вновь разрабатываемой - нормированные затраты.
Коэффициент использования материалов характеризуется отношением массы материала в готовой продукции к массе материала, введенной в технологический процесс .
При определении коэффициента использования материалов для серийной продукции принимают фактические значения масс материала и , а для вновь разрабатываемой - плановые.
Производственная себестоимость изделия характеризуется затратами предприятия на изготовление единицы продукции.
Для серийной продукции принимают отчетную себестоимость, а для вновь разрабатываемой - плановую.
|