ГОСТ 26679-85
Группа Т51
ОКП 48 1410
Дата введения 1987-07-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 декабря 1985 г. N 3954 срок действия установлен с 01.07.87 до 01.07.92* ________________ * Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта СССР от 28.06.91 N 1174 (ИУС N 10-91). - Примечание изготовителя базы данных.
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам строительства
ИСПОЛНИТЕЛИ
М.Д. Полосин, канд. техн. наук; Н.И. Чинский; В.В. Бреусов; М.М. Якунцев, канд. техн. наук; В.П. Кушнер; А.Г. Шамардин; А.С. Розенсон; В.И. Кириллов; В.М. Файнштейн; А.А. Захаров; П.Ф. Турко; В.И. Пулин; А.Г. Исупов; С.А. Грушевская
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства
Начальник Отдела механизации и автоматизации строительства П.И. Моисеев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 декабря 1985 г. N 3954
Настоящий стандарт распространяется на автогрейдеры отечественного производства легкого, среднего и тяжелого типов и их составные части.
Стандарт не распространяется на автогрейдеры многодвигательные, четырехосные, с активными органами и специального назначения.
Стандарт устанавливает технические требования к автогрейдерам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Сдача в ремонт автогрейдеров, их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 24408-80 и настоящего стандарта.
1.2. Автогрейдеры, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией (рабочими чертежами), за исключением комплекта ЗИП, запасного колеса (шины с камерой и флепом - для автогрейдеров тяжелого типа) и запасного комплекта ножей отвала.
Допускается сдавать в ремонт автогрейдер без кирковщика и дополнительных рабочих органов.
1.3. Комплектность сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта составных частей автогрейдеров должна соответствовать требованиям технической документации по агрегатному методу ремонта машин, действующей на ремонтном предприятии.
1.4. Требования к хранению автогрейдеров в период ожидания ремонта и до ввода в эксплуатацию после ремонта - по ГОСТ 24408-80 и ГОСТ 9420-79.
2. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОГРЕЙДЕРАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ2.1. Автогрейдеры и их составные части подлежат ремонту, если они достигли предельного состояния, критерии которого указаны в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ 2.609-79.
2.2. Автогрейдеры, снятые с производства до 1 июля 1987 года, для которых критерии предельного состояния в эксплуатационных документах не указаны, следует направлять в ремонт, если они выработали указанный в нормативно-технической документации ресурс и достигли предельного состояния.
Ресурс автогрейдеров до первого ремонта указан в их формуляре (паспорте), ресурс до последующего ремонта - с учетом требований настоящего стандарта.
Предельное состояние автогрейдера считают достигнутым, если его достигла каждая составная часть, входящая в одно из их сочетаний, указанных в табл.1.
Таблица 1 Сочетания основных составных частей, предельное состояние которых определяет необходимость ремонта автогрейдера
Наименование составных частей
| Сочетания составных частей, достигших предельного состояния | 1. Основной двигатель
| + | + | + | + | | | | 2. Ведущий мост в сборе с балансирами
| + | | | | + | + | + | 3. Коробка передач
| | + | + | | + | + | | 4. Гидросистема
| | + | | + | + | | + | 5. Неведущий мост | | и три любые составные части, указанные в пп.5-8 | + | + | 6. Основная рама
| | | | | | | | 7. Тяговая рама с отвалом и поворотным кругом
| | | | | | + | + | 8. Редуктор промежуточный или раздаточный
| | | | | | + | + | 9. Редукторы (любые, кроме указанных в п.8) | | | | | | и одна любая составная часть, указанная в пп.9-11 | 10. Муфта сцепления
| | | | | | | | 11. Кабина
| | | | | | | |
Примечания:
1. Знак " + " означает, что данная составная часть входит в одно из их сочетаний, по которым определяют предельное состояние автогрейдера.
2. Предельное состояние любой составной части (кроме гидросистемы) достигнуто, если она имеет один из признаков, указанных в рекомендуемом приложении.
3. Предельное состояние гидросистемы считают достигнутым, если 50% и более общего количества ее гидроцилиндров, гидромоторов, гидронасосов и гидрораспределителей имеют хотя бы по одному из признаков, указанных в рекомендуемом приложении.
Кроме того, автогрейдеры тяжелого типа следует направлять в ремонт, если предельного состояния достигли два ведущих моста в сборе с балансирами, и одна и более составных частей, указанных в пп.1, 3-8 табл.1, или не менее двух составных частей, указанных в пп.9-11 табл.1.
2.3. Составные части автогрейдеров следует направлять в ремонт при наличии у них хотя бы одного из признаков предельного состояния, перечисленных в рекомендуемом приложении.
2.4. У сдаваемых в ремонт автогрейдеров не должно быть ни одного неустранимого дефекта базовых деталей основного двигателя, коробки передач или ведущего моста, либо трех и более следующих составных частей (если эти базовые детали не поставляют централизовано в качестве запасных частей на капитальный ремонт автогрейдеров): один из редукторов, балансир, муфта сцепления, тормоз, гидравлический руль (гидроусилитель механизма рулевого управления). Неустранимые дефекты составных частей перечислены в табл.2.
Составные части автогрейдеров, сдаваемые в ремонт отдельно, не должны иметь дефектов, указанных в табл.2.
Автогрейдеры, имеющие указанные дефекты, могут быть приняты в ремонт в соответствии с ГОСТ 24408-80 по соглашению между заказчиком и ремонтным предприятием.
Таблица 2 Дефекты, при которых составные части автогрейдеров в ремонт не принимают
Наименование составных частей
| Краткое описание дефектов базовых деталей
| Двигатель основной | Пробоины на стенках водяной рубашки или на картере блока цилиндров (кроме поддона) более 200 см;
трещины или обломы, проходящие через гнезда под втулки распределительного вала, ребра жесткости, или выходящие из плоскости разъемов;
обломы стенок гнезда вкладышей коренных подшипников, захватывающие более 0,25 поверхности гнезда
| Коробка передач | Трещина, выходящая на посадочные отверстия, плоскости разъема или на ребра жесткости корпуса или крышки;
обломы, проходящие через отверстия крепления корпуса или крышки, более допустимого ремонтными документами количества;
трещина корпуса или крышки в местах, недоступных ремонту методами, указанными в ремонтных документах;
износ одного из посадочных отверстий корпуса или крышки более допустимого ремонтными документами размера*
| Ведущий мост | Трещина оси (траверсы), выходящая на посадочные отверстия или на плоскости разъема;
трещина картера в местах, недоступных ремонту методами, указанными в ремонтных документах
| Основная рама, тяговая рама | Изгиб или скручивание рам, нарушившие взаимное расположение установленных на них сборочных единиц, и неустранимые методами, предусмотренными ремонтными документами, или требующие замены более двух несущих элементов конструкции;
сквозная трещина, захватывающая более 50% поперечного сечения несущих элементов конструкции;
более двух сквозных трещин, каждая из которых захватывает менее 50% поперечного сечения несущих элементов конструкций;
более трех трещин, проходящих через усиливающие накладки на несущих элементах конструкций, отремонтированных ранее приваркой накладок;
коррозионный износ несущих элементов конструкций, превышающий 15% первоначального сечения;
по одной поперечной трещине, расположенных друг против друга в средней части одновременно левого и правого лонжеронов основной рамы и захватывающих более 50% поперечного сечения их профиля*
| Неведущий мост | Трещина оси (балки), выходящая на посадочные поверхности;
деформации оси (балки), неустранимые методами, предусмотренными ремонтными документами
| Редуктор, балансир, муфта сцепления, тормоз, гидравлический руль (гидроусилитель механизма рулевого управления)
| Трещины, выходящие на посадочные отверстия, плоскости разъема или на ребра жесткости литых корпусов;
обломы, проходящие через отверстия крепления корпусов, более допустимого ремонтными документами количества;
трещины корпусов в местах недоступных ремонту методами, указанными в ремонтных документах;
трещина (любого размера и расположения) корпуса гидроусилителя;
износ отверстия картера муфты сцепления под втулку более допустимого ремонтными документами размера*
| Гидронасос, гидромотор, насос шестеренный | Трещина корпуса, выходящая на посадочное отверстие под подшипники
| Гидрораспределитель | Трещина корпуса (любого размера и расположения);
износ или продольные риски на поверхности трения корпуса более допустимого ремонтными документами размера**;
излом фланца крепления
| Гидроцилиндр | Трещина гидроцилиндра, кроме трещин по сварным швам;
износ или продольные риски на поверхности трения более допустимого ремонтными документами размера
|
_______________ * Только для автогрейдеров конкретных марок, в ремонтных документах которых указанный дефект определен как неустранимый. ** Только для гидрораспределителей, выпускаемых предприятиями Минстройдормаша.
3. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОГРЕЙДЕРАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, ВЫДАВАЕМЫМ ИЗ РЕМОНТА3.1. Техническое состояние каждого автогрейдера (составной части), выдаваемого из ремонта, должно соответствовать требованиям ремонтных документов по ГОСТ 2.602-68.
3.2. Каждый отремонтированный автогрейдер (составная часть) должен быть подвергнут приемо-сдаточным испытаниям и текущей оценке его качества в соответствии с ГОСТ 24826-81* и иметь только положительные результаты этих испытаний и оценки. _______________ * На территории Российской Федерации документ не действует. Срок действия ГОСТ 24826-81 истек 01.01.1990, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Программа приемо-сдаточных испытаний должна учитывать соответствующие требования технических условий на ремонт автогрейдеров конкретных марок.
3.3. Номенклатура показателей качества отремонтированного автогрейдера (составной части), методы и порядок их определения - в соответствии с требованиями ГОСТ 24826-81.
3.4. Значения показателей назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме ресурса и наработки на отказ), безопасности и транспортабельности отремонтированных автогрейдеров должны соответствовать ГОСТ 9420-79 и техническим условиям на изготовление автогрейдеров конкретных марок.
Для автогрейдеров, изготовленных до 1 января 1980 г., указанные показатели устанавливаются техническими условиями на ремонт автогрейдеров конкретных марок.
3.5. Наработка на отказ и ресурс отремонтированных автогрейдеров должны быть не менее 80% соответствующих показателей, регламентированных в нормативно-технической документации на автогрейдеры конкретных марок до первого ремонта.
3.6. Ресурс отремонтированных составных частей автогрейдеров, выдаваемых из ремонта отдельно, должен быть не менее 80% ресурса, указанного в нормативно-технической документации.
3.7. Ремонтное предприятие гарантирует соответствие отремонтированного автогрейдера (составной части) требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения требований ГОСТ 25646-83*. Гарантийный срок эксплуатации автогрейдеров - 12 мес. со дня ввода их в эксплуатацию при гарантийной наработке не менее 1600 ч. ________________ * На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 25646-95. - Примечание изготовителя базы данных. Для составных частей автогрейдеров, используемых для текущего ремонта, гарантийный срок эксплуатации - 9 мес со дня ввода их в эксплуатацию при гарантийной наработке не менее 1000 ч.
ПРИЛОЖЕНИЕ (рекомендуемое). ПРИЗНАКИ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОГРЕЙДЕРОВПРИЛОЖЕНИЕ Рекомендуемое
Наименование составных частей | Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт
| Основной двигатель | Снижение мощности более 15% от номинального значения;
любые трещины и пробоины блока цилиндров, кроме указанных в табл.2 настоящего стандарта
| Коробка передач, редукторы, муфта сцепления, тормоз, балансиры, ведущие мосты | Повреждения и износ корпуса (картера), устранимые в соответствии с ремонтными документами и требующие демонтажа и полной разборки составной части;
предельный износ посадочных мест или шлицев, изгиб или наличие трещин одного из валов;
предельный износ по толщине зубьев, трещина, скол, выкрашивание одного зуба любой из шестерен постоянного зацепления;
предельный износ или разрушение ведущего диска (кроме среднего) муфты сцепления
| Неведущий мост | Предельный износ одной из следующих поверхностей оси (балки): под подшипники оси колес (поворотной цапфы); под механизм поворота (рулевую трапецию); центрального отверстия
| Гидравлический руль (механизм рулевого управления) | Увеличение свободного хода рулевого колеса сверх допустимого эксплуатационными документами, неустранимое регулировкой и заменой шарниров
| Основная рама, тяговая рама | Дефекты (кроме неустранимых трещин и деформаций, указанных в табл.2 настоящего стандарта), исправление которых требует отсоединения рам от автогрейдера с демонтажом установленных на них узлов и агрегатов
| Кабина (металлоконструкция) | Трещины пола кабины вокруг 25% и более закрепленных к нему составных частей;
повреждение мест крепления двери к вертикальным стойкам кабины (если дверь невозможно закрыть)
| Гидронасос, гидромотор, шестеренный насос | Снижение объемного коэффициента подачи на 15% (для шестеренных насосов - на 25%) и более от номинального значения;
любая трещина корпуса, кроме выходящей на посадочное отверстие под подшипник;
предельный износ посадочного отверстия корпуса под подшипник;
предельный износ шлицев, скручивание, поломка выходного вала;
обрыв шатуна или разрушение поршня качающего узла
| Гидрораспределители (выпускаемые предприятиями Минстройдормаша)
| Внутренние перетечки рабочей жидкости при нейтральном положении золотника 0,45% и более номинального потока для рабочих секций с перепускными и предохранительными клапанами и 0,15% и более для остальных секций
| Гидрораспределители (выпускаемые предприятиями Минсельхозмаша)
| Внутренние перетечки рабочей жидкости при нейтральном положении золотника более 0,07% номинального потока;
объемный коэффициент подачи менее 0,8 (замерять при положении золотников в рабочих позициях и номинальном давлении)
| Гидроцилиндры | Значения наружных утечек превышают установленные в нормативно-технической документации для гидроцилиндров конкретного типоразмера;
скорость перемещения штока (отсоединенного от рабочего органа, если гидроцилиндр не снят с автогрейдера) во время подачи рабочей жидкости в штоковую полость (при заполненной и перекрытой безштоковой полости) превышает установленные в нормативно-технической документации значения;
любая трещина одной из проушин гидроцилиндра;
предельный изгиб или местное отслоение упрочненного слоя штока;
предельный износ, задиры рабочей поверхности гидроцилиндра или штока;
поломки деталей цилиндра, требующие его разборки и замены этих деталей
| Компрессор, аккумуляторная батарея, генератор, стартер
| По ГОСТ 24406-80
|
Примечание. Конкретные значения признаков предельного состояния составных частей в соответствующих единицах измерения физических величин, не указанные в рекомендуемом приложении, должны проводиться в технических условиях на сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта автогрейдеры конкретных марок.
|