Д.И.Юрченко, В.В.Пивоваров (руководитель темы), Ю.Ф.Яковенко, Г.Ф.Агеев, А.К.Киреев, В.А.Никифоров
ВНЕСЕН Министерством внутренних дел СССР
Зам. министра Б.В.Заботин
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 ноября 1985 г. N 3715
Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества пожарных автомобилей тушения, включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению перспектив развития пожарных автомобилей тушения, государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на пожарные автомобили тушения, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ).
1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства пожарных автомобилей тушения приведены в табл.1.
Наименование показателя качества
   | Обозначение показателя качества
   | Наименование характеризуемого свойства
   | 
 | 
1.1. Масса, кг
   |  
 
  | Материалоемкость
   | 
1.2. Удельная мощность, кВт/кг
 
   |  
 
  | Динамичность и энерговооруженность   | 
1.3. Вместимость цистерны для воды, м ; л
   | 
 
  | Запас огнетушащих веществ   | 
1.4. Вместимость пенобака, м ; л   | 
 
  | То же
   | 
1.5. Масса вывозимого порошка, кг
   |  
 
  | “  | 
1.6. Масса огнетушащего газа, кг
   |  
 
  | “
   | 
1.7. Подача насоса при номинальном числе оборотов, м /с
   | 
 
  | Производительность
   | 
1.8. Напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: 
  низкого давления, м
   | 
 
 
   
 
  | Способность сообщать энергию жидкости
 
   | 
высокого давления, м   |  
 
  |  | 
1.9. Расход лафетного ствола:
   | 
 
  | Интенсивность подачи   | 
1.9.1. Водяного, м /с
   | 
 
  |  | 
1.9.2. Пенного при кратности К, м /с   | 
 
  | 
 
  | 
1.9.3. Порошкового, кг/с
   |  
 
  |  | 
1.10. Дальность струи при подаче лафетным стволом, м:
   | 
 
 
  | Дальность подачи огнетушащих веществ   | 
1.10.1. Водяным   |  
 
  |  | 
1.10.2. Пенным при кратности К
   |  
 
  | 
 
  | 
1.10.3. Порошковым
 
   |  
 
  | 
 
 
  | 
1.11. Высота подъема люльки, м
   |  
 
  | Тактические возможности   | 
1.12. Тип кабины
   | -
   | -
   | 
1.13. Полноприводные и неполноприводные шасси   | -  | -
   | 
1.14. Компоновочная схема шасси   | -
   | -
   | 
1.15. Мощность двигателя (максимальная), кВт
   |  
 
  | Тягово-скоростные возможности
   | 
1.16. Скорость (максимальная), км/ч   |  
 
  | Скоростные возможности
   | 
1.17. Время разгона автомобиля от нулевой скорости  до 60 км/ч, с   |  
 
  | То же
   | 
1.18. Время разгона автомобиля от нулевой скорости  до 80 км/ч, с
   |  
 
  | “
 
   | 
1.19. Число мест для боевого расчета (включая место водителя)
   |  
 
  | “
   | 
1.20. Угол опрокидывания, град.  |  
 
  | Устойчивость   | 
1.21. Коэффициент поперечной устойчивости*
   |  
  | То же   | 
1.22. Дорожный просвет, мм
   |  
 
  | Проходимость   | 
1.23. Угол свеса, град.:
   | 
 
  | То же   | 
передний
   |  
 
  | 
 
  | 
задний
   |  
 
  | 
 
  | 
1.24. Наименьший радиус поворота автомобиля, м   |  
 
  | Проходимость
   | 
1.25. Радиус проходимости, град.:  | 
 
  | То же
   | 
поперечный
   | 
 
  | 
 
  | 
продольный
   |  
 
  | 
 
  | 
1.26. Вместимость бака для поверхностно-активного вещества, м ; л   | 
 
  | Запас огнетушащих веществ
 
   | 
1.27. Вместимость емкости на прицепе, м ; л:  | 
 
  | То же 
   | 
цистерны для воды
   | 
 
  | 
 
  | 
пенобака
   |  
  |  | 
1.28. Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
   |  
 
 
  | Максимальная высота всасывания, при которой обеспечиваются заданные параметры
   | 
1.29. Продолжительность заполнения насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания, с
   |  
 
  | Совершенство вакуумной системы
   | 
1.30. Расход ручного порошкового ствола, кг/с
   |  
 
  | Интенсивность подачи огнетушащих веществ
   | 
1.31. Дальность струи при подаче ручным порошковым стволом, м
   |  
 
  | Дальность подачи огнетушащих веществ
   | 
1.32. Рабочее давление в емкости с порошком (в том числе начальное), мПа
   |  
 
  | То же  
 
  | 
1.33. Рабочее давление в баллонах с огнетушащим газом (в том числе начальное), мПа
   |  
 
  | - 
 
  | 
1.34. Рабочая нагрузка при максимальном вылете стрелы подъемника (максимальная), кгс
   |  
 
  | Тактические возможности
 
   | 
1.35. Рабочий вылет центра люльки от оси поворота основания подъемника (максимальный), м
   |  
 
  | Тактические возможности
 
   | 
1.36. Ширина минерализованной полосы, м
   |  
 
  | -
   | 
1.37. Запас напорных рукавов (общий), м
   |  
 
  | Тактические возможности
   | 
1.38. Количество ручных порошковых стволов, шт
   |  
 
  | То же
   | 
1.39. Высота пеноподъемника, м
   |  
 
  | “  | 
1.40. Возможность дистанционного управления подъемником из люльки
   | -
 
   | “ 
 
  | 
1.41. Наличие подбамперных насадков и их количество, шт.:
   | 
 
  | “
   | 
передних
   |  
 
  | 
 
  | 
задних
   |  
 
  | 
 
  | 
1.42. Способ прокладки рукавов
   | -
   | Уровень механизации
   | 
1.43. Наличие инструмента для вскрытия фюзеляжей летательных аппаратов
   | -
 
   | То же
   | 
1.44. Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости, град   |  
 
  | Тактические возможности   | 
1.44.1. Водяного
   |  
 
  | 
 
  | 
1.44.2. Пенного
   |  
 
  | 
 
  | 
1.44.3. Порошкового   |  
 
  | 
 
  | 
1.45. Угол поворота лафетного ствола в вертикальной плоскости, град.:
   |  
 
  | Тактические возможности
   | 
1.45.1. Водяного
   |  
 
  | 
 
  | 
1.45.2. Пенного   |  
 
  | 
 
  | 
1.45.3. Порошкового   |  
 
  | 
 
  | 
1.46. Крутящий момент на рабочем органе, Н·м (кгс·м)
   |  
 
 
  | Энергетические возможности агрегатирования
   | 
1.47. Тип установки для подогрева воды в цистерне   | -
   | -
   | 
1.48. Теплопроизводительность системы подогрева воды, ккал/ч
   |  
 
  | -
   | 
1.49. Вид потребляемого топлива
   | -
   | -  | 
1.50. Вместимость топливных баков   | -
   | -  | 
1.51. Масса металла в автомобиле тушения, кг
   |  
  | Металлоемкость   | 
 | 
2.1. Установленный ресурс до первого капитального ремонта (ГОСТ 27.002-83), ч
 
   |   (ГОСТ 27.003-83)
 
  | Долговечность
 
   | 
2.2. Установленная безотказная наработка  (ГОСТ 27.002-83), ч**
 
   |    (ГОСТ 27.003-83)
 
  | Безотказность
 
   | 
2.3. Полный средний срок службы (ГОСТ 27.002-83), лет
 
   |    (ГОСТ 27.003-83)
 
  | Долговечность 
 
   | 
2.4. Средняя суммарная оперативная трудоемкость текущих ремонтов (технического обслуживания) (ГОСТ 21623-76), чел.-ч
   |   ( )
 
  | Ремонтопригодность
 
   | 
2.5. Коэффициент оперативной готовности (ГОСТ 27.002-83)
   |    (ГОСТ 27.003-83)
 
  | Безотказность и ремонтопригодность
   | 
2.6. Назначенная наработка насосной установки в номинальном режиме (ГОСТ 27.003-83), ч
   |    (ГОСТ 27.003-83)
 
  | Безотказность
 
   | 
 | 
3.1. Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов, кг/ч
   |  
 
 
  | Экономичность по расходу топлива при эксплуатации
   | 
3.2. Удельная масса металла в автомобиле тушения, кг/(м ·год); кг/(кг·год)
   |  
 
  | Экономичность по расходу металла
   | 
3.3. Удельная масса, кг/(м ·год); кг/(кг·год)
 
   |  
 
  | Экономичность по расходу материалов
   | 
 | 
4.1. Уровень звукового давления в кабине боевого расчета, дБА
   |  
 
  | Гигиеничность
   | 
4.2. Уровень освещенности кабины боевого расчета, лк
   |  
 
  | Гигиеничность 
   | 
4.3. Соответствие надстройки антропометрическим требованиям ГОСТ 12.2.037-78, балл
   | -  | - 
 
  | 
4.4. Усилие на органах управления, Н
   |  
 
  | Соответствие физическим возможностям человека
   | 
 | 
5.1. Показатель композиционной целостности, балл
   |  
 
  | Композиционная целостность
   | 
5.2. Показатель функциональной целостности, балл
   |  
 
  | Функциональная целостность
   | 
5.3. Показатель совершенства производственного исполнения, балл
   |  
 
 
  | Совершенство производственного исполнения
   | 
 | 
6.1. Удельная себестоимость, руб./м ; руб./кг
   |  
 
  | Уровень затрат на производство
   | 
6.2. Коэффициент сборности
 
   |  
 
  | Приспособленность к условиям производства
   | 
6.3. Удельная трудоемкость изготовления (ГОСТ 14.205-83), чел.-ч/м ; чел.-ч/кг
   |  
 
 
  | Техническое совершенство
   | 
6.4. Удельная энергоемкость, кВт·ч/м ; кВт·ч/кг
   |  
 
  | Экономичность по расходу энергии при производстве
   | 
 | 
7.1. Габаритные размеры, мм: 
   | 
 
  | Приспособленность к транспортированию
   | 
ширина   |  
 
  |  | 
высота
   |  
 
  | 
 
  | 
длина
   |  
 
  | 
 
  | 
 | 
8.1. Коэффициент применяемости, %
 
   |  
 
 
  | Уровень конструктивной приемственности составных частей в изделии
   | 
8.2. Коэффициент повторяемости, %  |  
 
 
  | Уровень внутрипроектной унификации изделия
   | 
8.3. Коэффициент межпроектной (взаимной) унификации, %
   |  
  | Уровень межпроектной унификации изделия
   | 
 | 
9.1. Показатель патентной защиты
   |  
 
  | -
   | 
9.2. Показатель патентной чистоты   |  
 
  | -
   | 
 | 
10.1. Уровень загазованности в кабине боевого расчета, мг/м 
   |  
 
  | Эксплуатационная безопасность
   | 
10.2. Возможность дистанционного управления лафетным стволом
   | -
 
   | Удобство управления
 
   | 
 | 
11.1. Годовой экономический эффект от применения одной автомашины, руб.
   |  
 
  | -
 
   | 
11.2. Лимитная цена, руб.  |  
 
  | -
 
   | 
1.2. Алфавитный перечень показателей качества пожарных автомобилей тушения приведен в справочном приложении 1.
1.3. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 2.
2.1. Перечень основных показателей качества:
масса;
удельная мощность;
вместимость цистерны для воды;
вместимость пенобака;
масса вывозимого порошка;
масса огнетушащего газа;
подача насоса при номинальном числе оборотов;
напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов;
расход лафетного ствола;
дальность струи при подаче лафетным стволом;
высота подъема люльки;
установленный ресурс до первого капитального ремонта;
расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов.
2.2. Применяемость показателей качества пожарных автомобилей тушения, включаемых в ТЗ на НИР по определению перспектив развития продукции, в государственные стандарты с перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ), в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ), ТЗ на ОКР, приведена в табл.2.
Вместимость бака для поверхностно-активного вещества
   | 1.26
   | 
Вместимость емкости на прицепе
   | 1.27 
   | 
Вместимость пенобака
   | 1.4
   | 
Вместимость цистерны для воды
   | 1.3
   | 
Возможность дистанционного управления лафетным стволом 
   | 10.2
   | 
Возможность дистанционного управления подъемником из люльки
   | 1.40
   | 
Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 60 км/ч 
   | 1.17   | 
Время разгона автомобиля от нулевой скорости до 80 км/ч 
   | 1.18   | 
Высота пеноподъемника 
   | 1.11
   | 
Высота подъема люльки
   | 1.39
   | 
Геометрическая наибольшая высота всасывания
   | 1.28
   | 
Давление рабочее в баллонах с огнетушащим газом
   | 1.32
   | 
Давление рабочее в емкости с порошком
   | 1.33
   | 
Дальность струи при подаче лафетным стволом:
   | 1.10
   | 
водяным
   | 1.10.1
   | 
пенным
   | 1.10.2
   | 
порошковым
   | 1.10.3
   | 
Дальность струн при подаче ручным порошковым стволом   | 1.31
   | 
Дорожный просвет
   | 1.22
   | 
Запас напорных рукавов
   | 1.37
   | 
Количество ручных порошковых стволов
   | 1.38
   | 
Компоновочная схема шасси
   | 1.14
   | 
Коэффициент межпроектной (взаимной) унификации
   | 8.3
   | 
Коэффициент оперативной готовности
   | 2.5
   | 
Коэффициент повторяемости
   | 8.2 
   | 
Коэффициент поперечной устойчивости
   | 1.21
   | 
Коэффициент применяемости
   | 8.1
   | 
Коэффициент сборности
   | 6.2 
   | 
Масса
   | 1.1
   | 
Масса вывозимого порошка
   | 1.5
   | 
Масса металла удельная
   | 3.2
   | 
Масса огнетушащего газа
   | 1.6
   | 
Масса удельная
   | 3.3
   | 
Момент крутящий на рабочем органе 
  Мощность двигателя (максимальная)
   | 1.46 
  1.15
   | 
Мощность удельная
   | 1.2
   | 
Нагрузка рабочая при максимальном вылете стрелы подъемника (максимальная)
   | 1.34
   | 
Наличие инструмента для вскрытия фюзеляжей летательных аппаратов   | 1.43
   | 
Наличие подбамперных насадков и их количество
   | 1.41
   | 
Напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов
   | 1.8   | 
Наработка безотказная установленная
   | 2.2
   | 
Наработка назначенная насосной установки в номинальном режиме
   | 2.6
   | 
Подача насоса при номинальном числе оборотов
   | 1.7
   | 
Показатель композиционной целостности
   | 5.1
   | 
Показатель патентной защиты
   | 9.1
   | 
Показатель патентной чистоты
   | 9.2
   | 
Показатель совершенства производственного исполнения
   | 5.3
   | 
Показатель функциональной целостности
   | 5.2
   | 
Продолжительность заполнения насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания
   | 1.29
 
   | 
Рабочий вылет центра люльки от оси поворота основания подъемника (максимальный)
   | 1.35
 
   | 
Радиус поворота автомобиля наименьший
   | 1.24
   | 
Радиус проходимости
   | 1.25
   | 
Размеры габаритные
   | 7.1
   | 
Расход лафетного ствола:
   | 1.9
   | 
водяного
   | 1.9.1
   | 
пенного
   | 1.9.2
   | 
порошкового
   | 1.9.3
   | 
Расход ручного порошкового ствола
   | 1.30
   | 
Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов
   | 3.1
 
   | 
Ресурс установленный до первого капитального ремонта
   | 2.1
   | 
Себестоимость удельная
   | 6.1
   | 
Скорость (максимальная)
   | 1.16
   | 
Соответствие надстройки антропометрическим требованиям, установленных в ГОСТ 12.2.037-78
   | 4.3
 
   | 
Способ прокладки рукавов
   | 1.42
   | 
Средняя суммарная оперативная трудоемкость текущих ремонтов (технических обслуживаний)
   | 2.4
 
   | 
Срок службы средний полный
   | 2.3
   | 
Теплопроизводительность системы подогрева воды
   | 1.48
   | 
Тип кабины 
   | 1.12
   | 
Тип установки для подогрева воды в цистерне
   | 1.47
   | 
Топливные баки, вместимость
   | 1.50
   | 
Топливо потребляемое, вид
   | 1.49
   | 
Трудоемкость изготовления удельная
   | 6.3
   | 
Угол опрокидывания
   | 1.20
   | 
Угол поворота лафетного ствола в вертикальной плоскости:
   | 1.45
   | 
водяного
   | 1.45.1
   | 
пенного
   | 1.45.2
   | 
порошкового
   | 1.45.3
   | 
Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости:  | 1.44
   | 
водяного
   | 1.44.1
   | 
пенного
   | 1.44.2
   | 
порошкового
   | 1.44.3
   | 
Угол свеса
   | 1.23
   | 
Уровень звукового давления в кабине боевого расчета 
   | 4.1
   | 
Уровень освещенности в кабине боевого расчета
   | 4.2
   | 
Уровень загазованности в кабине боевого расчета
   | 10.1
   | 
Усилие на органах управления
   | 4.4
   | 
Цена лимитная
   | 11.2
   | 
Число мест для боевого расчета (включая место водителя)
   | 1.19
   | 
Шасси полноприводные и неполноприводные
   | 1.13
   | 
Ширина минерализованной полосы 
   | 1.36
   | 
Экономический годовой эффект от применения одной автомашины   | 11.1   | 
Энергоемкость удельная   | 6.4   | 
 Наименование показателя
 
 
  | Номер показателя качества по табл.1
   |  Пояснения
 
 
  | 
Дальность струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом   | 1.10.1 (1.10.2)
   | Расстояние от насадка до крайних капель водной (пенной) струи
   | 
Дальность струи при подаче лафетным (ручным) порошковым стволом   | 1.10.3 (1.31)
   | Расстояние от насадка до выпадения основной массы порошка
   | 
Компоновочная схема шасси
 
 
   | 1.14
 
 
   | Расположение кабины относительно двигателя автомобиля (перед двигателем, над двигателем, за двигателем)  | 
Коэффициент поперечной устойчивости   | 1.21
 
   | Отношение высоты центра тяжести автомобиля в транспортом положении к ширине колеи
   | 
Масса
   | 1.1
   | Масса полностью укомплектованного и заправленного автомобиля
   | 
Масса металла в автомобиле тушения удельная
   | 3.2
 
 
 
   | Отношение массы металлических изделий автомобиля к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ и полному среднему сроку службы   | 
Масса удельная
   | 3.3
   | Отношение массы автомобиля к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ и полному среднему сроку службы
   | 
Мощность удельная
 
   | 1.2
 
   | Отношение максимальной мощности двигателя к массе автомобиля
   | 
Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов
   | 3.1
 
 
   | Количество топлива, расходуемого в единицу времени при работе на привод спецагрегатов в номинальном режиме
   | 
Себестоимость удельная
 
   | 6.1
 
   | Отношение себестоимости к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ   | 
Скорость (максимальная)
   | 1.16
   | Максимальная скорость автомобиля при движении по горизонтальному участку шоссе с твердым покрытием
   | 
Способ прокладки рукавов
 
   | 1.42
 
   | Механический или ручной способ прокладки рукавной линии
   | 
Тип кабины
 
   | 1.12
 
   | Одинарная, двойная, тройная с соответствующим количеством сидений
   | 
Удельная трудоемкость изготовления
 
   | 6.3
 
   | Отношение трудоемкости изготовления пожарного автомобиля к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ
   | 
Энергоемкость удельная
 
   | 6.4
 
   | Отношение количества израсходованных топлива и энергии на технологические процессы изготовления единицы продукции к суммарной емкости (массе) вывозимых огнетушащих веществ
   |